Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
Ступени и их тяготение
В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.
Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.
Тяготение
А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)
Разрешение неустойчивых ступеней
Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):
Устойчивые ступени от ноты До
Ступени и звукоряды
А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми
Вывод
Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.
Источник
Устойчивые ступени лада
Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.
Что это такое и вообще для чего это нужно?
Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.
Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.
Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.
Именно тональная система строиться на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.
Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.
Теперь проделайте следующий опыт.
Сыграйте гамму до мажор.
Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.
Количество вариантов здесь небольшое.
Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II,IV,VI,VII ступени.
Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.
Каждая ступень не входящая в аккорд стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.
Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними.
Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.
Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.
Существуют и другие системы организации звуков в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы.
Но основа для изучения звуковых системы это тональность — так как она проста и понятна.
Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.
Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные ( как например 7 ступень).
Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.
В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.
Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.
Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.
Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.
Но о них мы сегодня не будем говорить.
Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:
Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.
В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:
Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.
Давайте подведем итог:
Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.
Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.
Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.
Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.
Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, которые даст вам все необходимые навыки.
Развитие слуха 103: Ладотональный слух
Пакет Стандарт — Курс и бонусы Пакет VIP также включает в себя курс Интервалы и Гармоническое Ухо
Источник
Классификации ступеней лада
1. В ладу выделяют устойчивые (на которых можно завершить движение) и неустойчивые (требуется дальнейшее продолжение) ступени. Как правило, все неустойчивые ступени разрешаются (переходят) в ближайшие устойчивые в нисходящем направлении (за исключением VII).
Устойчивые ступени – I, III, V, неустойчивые VII – II – IV – VI. Одновременное сочетание 3-х устойчивых ступеней образует тоническую функцию.
2. В ладах выделяют также главные и побочные ступени:
На этих ступенях строятся 3 главных трезвучия, необходимых для элементарного сопровождения к мелодии.
Все остальные ступени называются побочными. На них строятся побочные трезвучия:
Без этих трезвучий можно обойтись в сопровождении, но они разукрашивают произведение, делают его более выразительным.
Название ступеней лада:
I — тоника (основная, главная) Т, t
II — нисходящий вводный тон II
III — медианта (средняя – между Т и D) III или М или TD (выполняет роль T или D)
IV — субдоминанта (нижняя доминирующая) S, s
V — доминанта (доминирующая) D, d
VI — субмедианта (нижняя средняя – между Т и S) VI или SM или TS (выполняет роль T или S)
VII — восходящий вводный тон VII
Мажорный лад
Мажор ( от итал. больший, старший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого б.3.
Все обозначения, связанные с мажором, в классическом обозначении пишутся с большой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавной латинской:
Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида мажора:
1) натуральный – в нем встречаются только ключевые знаки;
2) гармонический – возникает путем понижения VI ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Понижение этой ступени влияет на звучание S, превращая ее из мажорного трезвучия в минорное.
3) мелодический(встречается реже) – возникает путем понижения VI и VII ступеней.
Минорный лад
Минор ( от итал. меньший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого м.3.
Все обозначения, связанные с минором, в классическом обозначении пишутся с маленькой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавная латинская + лат. m:
Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида минора:
1) натуральный (встречается в русской народной, православной духовной музыке, в старинной европейской музыке) – соответствует структуре;
2) гармонический – возникает путем повышения VII ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Повышение этой ступени влияет на звучание D, превращая ее из минорного трезвучия в мажорное.
Это самый распространенный вид минора.
3) мелодический– возникает путем повышения VI и VII ступеней при движении #, а при движении $ повышение отменяется при помощи соответствующих знаков альтерации и звучит натуральный вид минора:
Правило построения: а) определить по таблице тональностей ключевые знаки и записать их после ключа; б) записать ноты подряд по звукоряду от тоники до следующей тоники; в) если гамма не натуральная, определить по таблице ладов ее структуру и внести необходимые изменения.
ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
Наряду с мажором и минором, существуют другие диатонические (т. е. натуральные) семиступенные лады, получившие название лады народной музыки (в части применения).
Их названия пришли из Древней Греции, так назывались области в этой стране.
Различают лады мажорного и минорного наклонения в зависимости от того, какое трезвучие образуют I – III – V ступени этих ладов.
Мажорное наклонение: 1) ионийский (белые клавиши от до) 2) лидийский (- « — фа) 3) миксолидийский (- « — соль) | Минорное наклонение: 4) эолийский (- « — ля) 5) дорийский (- « — ре) 6) фригийский (- « — ми) |
7) Особняком стоит локрийский лад (— « — си), не имеющий наклонения, т.к. I – III – V ступени образуют уменьшенное трезвучие (диссонанс).
Лады строятся от всех звуков в соответствии со структурой, для чего применяют необходимые знаки альтерации.
Определение лада в данной мелодии:
— найти тонический звук (либо последний, либо наиболее часто встречающийся в конце построений);
— от него выстроить звукоряд вверх из использованных в мелодии звуков с учетом всех знаков альтерации (и ключевых, и случайных);
— по структуре определить вид лада.
Пентатоника — звукоряд без полутонов, состоящий из 5 звуков. Встречается в музыке народов Дальнего Востока (Китай, Япония, Монголия, Корея), Татарстана, Башкирии, Чувашии, а также в Шотландии, Скандинавии, иногда в музыке кантри (Америка).
В пентатонике основным звуком (тоникой) может быть любой звук. В результате возникают следующие ее варианты (по принципу обращения):
Параллельно-переменный лад – совокупность параллельного мажора и минора, объединенных в одну систему, тоники которых равноправны в данном произведении.
Признаки:1) начало в 1-ой из 2-х параллельных тональностей, окончание в другой;
2) переходы (отклонения) внутри построения из 1-ой тональности в другую с возвращением в первоначальную.
Мажор с 2 увеличенными секундами – возникает при использовании 2 пониженных ступеней – II и VI (дважды гармонический мажор).
Минор с 2 увеличенными секундами – возникает при повышении IV и VII ступеней (дважды гармонический мажор).
Целотонный звукоряд состоит только из тонов.
Существуют некоторые авторские лады, встречающиеся в произведениях композиторов, придуманные ими для создания определенного образа. Например, у Н. А. Римского-Корсакова есть звукоряды: а) тон – полутон; б) полутон — тон
мажорные лады | минорные лады |
натуральный 1 + 1 + ½ + 1 + 1 + 1 + ½ | натуральный 1 + ½ + 1 + 1 + ½ + 1 + 1 |
гармонический VI – | гармонический VII + |
мелодический ↑VI – , VII – ; ↓ нат. мажор | мелодический ↑VI + , VII + ; ↓ нат. минор |
пентатоника без IV и VII | пентатоника без II и VI |
дважды гармонический II – , VI – | дважды гармонический IV + , VII + |
лидийский IV + | фригийский II – |
миксолидийский VII – | дорийский VI + |
ТОНАЛЬНОСТЬ
Тональность – это высота, на которой расположен лад. Название складывается из ноты, от которой строится звукоряд данной тональности и вида лада.
В буквенной системе слово мажор меняют на dur, минор — на moll. Слоговое обозначение ноты заменяется соответствующей буквой латыни. Все мажорные обозначения пишутся с большой буквы, минорные – с маленькой.
Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности, называются ключевыми (пишутся после ключа, действуют на протяжении всего произведения).
Знаки альтерации, появляющиеся внутри произведения дополнительно к ключевым, называются случайными (действуют только в одном такте!).
Параллельные тональности – мажор и минор, в которых одинаковые ключевые знаки. Тоника параллельного мажора находится на м.3 выше тоники параллельного минора и наоборот.
Одноименные тональности – мажор и минор, в которых одинаковая тоника.
Энгармонически равные тональности – тональности, расположенные на одной высоте (одинаково звучащие), но различные по названию.
Определение тональности произведения:
1) в одноголосном произведении посмотреть на самую последнюю ноту, в многоголосном – посмотреть на самый нижний звук в последнем такте. Чаще всего это I ступень тональности. Например:
2) определяя I степень, смотреть на ключ и ключевые знаки.
3) по таблице проверить знаки в 2х возможных тональностях (мажоре и миноре), найдя нужную.
Источник