Порядок взятия поезда с места на различных элементах профиля пути
6.1 Одной из причин обрыва автосцепных устройств является неправильные действия при взятии поезда с места:
— резкое увеличение силы тяги локомотива и как следствие быстрое увеличение скорости движения головной части поезда, когда весь состав еще не пришел в движение;
— частичное сжатие состава перед троганием;
— не отпуск тормозов хвостовых вагонов;
— трогание поезда с места без учета профиля пути;
— не выдержка времени от момента перевода ручки крана машиниста в 1 ос положение до приведения поезда в движение.
6.2. Осуществлять трогание поезда полностью сжатого или полностью растянутого состава.
6.3. Важным условием при трогании поезда после торможения с остановкой является выдержка времени, необходимая для полного отпуска тормозов. Из-за не выдержки времени происходит примерно 25% обрывов. Следует, учитывать, что тормозная волна в 100 вагонном поезде распространяется в реальных условиях за 9-12 с, а отпускная волна за 17-20 с. В случае не отпуска тормозов хвостовой части поезда при несоблюдении условий его трогания на первых 10-15м. с минимальной скоростью, возможен обрыв автосцепного устройств.
Запрещается отправление поезда с места до полного отпуска тормозов во всем составе:
— для поезда, остановленного ступенью служебного торможения время необходимое для отпуска тормозов должно быть не менее 1,5 мин для равнинного и 2 мин для горного режима;
— для поезда, остановленного полным служебным торможением не менее 2 мин для равнинного режима и 3,5 мин для горного режима;
— для поезда, остановленного экстренным торможением не менее 4 мин до 100 осей, 6 мин от 100 до 350 осей и 8 мин более 350 осей (в зимний период указанное время увеличивается в 1,5 раза).
6.4. Осуществлять растягивание состава (выбор зазоров в автосцепках из расчета 1 м на 4-5 вагонов) следует на минимальной скорости (3-4 км/ч), контролируя темп нарастания тягового усилия. При многократной тяге взятие поезда производить одним головным локомотивом. Силу тяги на втором локомотиве включать только после полного выбора зазора автосцепок.
6.5. Трогание поезда на площадке.
Машинисту необходимо обеспечить трогание всего поезда при постоянной небольшой (примерно 3-4 км/час) скорости. При этом усилия в автосцепке будут находиться в допустимых пределах.
6.6. Особенности трогания на спуске.
При взятии поезда с места на спуске возникает вероятность обрыва поезда. В большинстве случаев поезд на спуске останавливается в сжатом состоянии и, если не подтормаживать вспомогательным тормозом локомотива головную часть, то по мере отпуска тормозов вагонов они под действием скатывающей силы и сжатых пружин фрикционных аппаратов придут в движение.
В таких случаях обрывы происходят как правило в середине или в хвосте поезда, поэтому в начале движения головной части поезда в тормозных цилиндрах локомотива нужно создать давление 1,5-2 кгс/см 2 (0,15-0,2 МПа) и примерно через 10-15 м произвести его ступенчатый отпуск.
В случае, когда на небольшом спуске после отпуска тормозов поезд не приходит в движение, следует набрать одну, две позиции и, как только поезд тронется, рукоятку контроллера машиниста поставить в «О» и применить прямодействующий тормоз с учетом величины ускорения поезда.
6.7. Особенности трогания на подъеме.
При остановке поезда на подъеме после отпуска тормозов он придет в движение назад под действием скатывающих сил и окажется в растянутом состоянии. в местных инструкциях по вождению грузовых поездов должен быть указан максимальный вес поезда, разрешенный на данном участке для еговзятия с места. Для исключения обрыва автосцепных устройств и повреждения тяговых двигателей взятие поезда с места, вес которого превышает установленные для данного подъема нормы, запрещается. В данном случае машинист должен затребовать вспомогательный локомотив.
6.8. Особенности трогания поезда на переломном профиле.
Опасность взятия поезда с места на переломном профиле пути возникает в случае нахождения головной части поезда на спуске, а хвостовой на подъеме. В большинстве случаев головная часть поезда на спуске останавливается в сжатом состоянии, а вторая часть, находящаяся на подъеме в растянутом, поэтому для трогания поезда с минимальной скоростью требуется удерживание головной части поезда путем создания давления в тормозных цилиндрах локомотива. Применение вспомогательного тормоза производить до скатывания головной части и ее остановки, после чего трогание поезда производить путем набора позиций.
Управление тормозами поезда
7.1 Для уменьшения оттяжки необходимо снизить тормозной эффект головной части за счет распределения его вдоль поезда. С этой целью применяется служебное торможение с использованием 5А положения РКМ.
Для этого первую ступень регулировочного торможения необходимо выполнять снижением давления в УР на 0,5-0,6 кгс/см 2 (0,05-0,06 МПа) с последующим переводом в 5А положение РКМ. После получения необходимой разрядки РКМ переводить в 4 положение. Последующую ступень при необходимости выполнять после выпуска воздуха из магистрали 5 положением РКМ.
Данный вид торможения производить в обязательном порядке с поездами повышенного веса и длины.
Рекомендуется производить данный вид торможения также с поездами менее 350 осей и менее 6000 т, когда не требуется быстрого снижения скорости на более коротком участке пути.
7.2 Допускается производить регулировочные торможения грузового груженого поезда выполнением первой ступени снижением давления в УР на 0,5 кгс/см 2 (0,05 МПа) с переводом в IV положение. Примерно через 6-10 сек срабатывает воздухораспределитель у сотого вагона. При этом в ТЦ всего поезда, с включенными воздухораспределителями на груженом, среднем режиме устанавливается давление около 1,0 кгс/см 2 (0,1 МПа).Таким образом, достигается равномерное распределение тормозной силы вдоль состава в начальной стадии торможения, причем без участия машиниста происходит сжатие поезда и подготовка его к дальнейшему торможению.
На втором этапе выпуск производится снижением давления в УР на 0,3 кгс/см 2 (0,03 МПа)и более. На крутых спусках и в тяжелых поездах вторая ступень производится на величину, обеспечивающую нужный тормозной эффект, который зависит от суммарного выпуска за оба приема.
7.3 При наличии утечек в хвостовой части, в момент торможения возникает оттяжка поезда. Для предупреждения обрыва рекомендуется после произведенной первой ступени торможения, через 5-6 сек выполнить вторую ступень торможения с разрядкой ТМ на 0,3 — 0,5 кгс/см 2 (0,03-0,05 МПа) и одновременно применить прямодействующий тормоз с наполнением тормозных цилиндров до 1,5-2,0 кгс/см 2 (0,15-0,2 МПа), чтобы дополнительно затормозить головную часть поезда и приблизить ее тормозной эффект к повышенному тормозному эффекту хвостовой части.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник
VI. Функциональная особенность, предшествующий и последующий аккорды. Прерванный каданс
Трезвучие VI ступени строится на VI ступени, его также называют нижней медиантой, потому что оно находится посередине между Т и S [медиа – середина]. Трезвучие VI ступени противоположно по ладовому наклонению тоническому трезвучию (Т53), в мажоре трезвучие VI ступени минорное, в миноре – мажорное.
Функциональная особенность. Трезвучие VI ступени (VI53) – аккорд смешанной Т/S функции, поэтому в ладу может выполнятьфункции ТиS. Если трезвучие VI ступени появляется перед D или К64, то оно выполняет функцию S. Если трезвучие VI ступени возникает после D, то оно выполняет функцию Т. VI6 опирается на Т функциональный бас и чаще всего выполняет роль тонического трезвучия с секстой (Т 6 ). При движении I→VI→IV происходит постепенное усиление S функции.
[В мажоре трезвучие VI ступени совпадает с Т параллельного минора, поэтому проявляет переменную тоническую функцию – это явление лежит в основе параллельного переменного лада в русской музыке – роль тоники попеременно выполняют трезвучия I и VI ступеней. В миноре трезвучие VI ступени совпадает с S параллельного мажора, поэтому в нём преобладает S функция].
Предшествующий и последующий аккорды. Перед трезвучием VI ступени чаще всего используютI, VиV7; трезвучие VI ступени – самая слабая S в ладу, поэтому не рекомендуется использовать другие аккорды субдоминантовой группы перед трезвучием VI ступени. После VI53обычновозникает более сильная S (IV, IV6, II6, II65, II43).Довольно редко после VI53 возникаютV, V7или К64, это те случаи, когда VI53выступает в функции S. Часто трезвучие VI ступени непосредственно сопоставляется Т трезвучием (оборот I – VI – I). Схема:I, V, V7. → VI 53 → I, аккорды S, V, К64.
Прерванный каданс. Разрешение V или V7 в трезвучие VI ступени называют прерванным оборотом, в зоне каданса – прерванным кадансом. В прерванном обороте вместо ожидаемого после D тонического трезвучия возникает трезвучие VI ступени – функционально родственный, но менее устойчивый аккорд, который оттягивает появление Т и усиливает её ожидание. В прерванном обороте в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон.
[В прерванном обороте бас и терцовый тон V53 или V7 идут ↑, остальные голоса плавно ↓, ход терцового тона ↑ подчёркивает разрешение вводного тона в основной тон лада, как при разрешении в тоническое трезвучие (Т53), а бас вступает в противоречие с этим разрешением, переходя в VI вместо I ступени лада. Разрешение V–VI53 в прерванном обороте отличается от обычного мелодического соединения трезвучий в секундовом соотношении (например, IV–V) именно движением терцового тона вверх].
Прерванный каданс различается по характеру звучания в мажоре и в миноре. В мажоре VI53 – это Т параллельного минора и проявляет переменную Т функцию, поэтому прерванный каданс в мажоре звучит мягко. В миноре прерванный оборот звучит ярче, неожиданнее, потому что VI в миноре не является тоникой параллельной тональности и больше проявляет S, чем Т функцию.
Возможный дополнительный вопрос. Как трезвучие VI ступени соединяется с трезвучиями I и IV ступеней?
Эти трезвучия (I –VI, VI–IV) находятся в терцовом соотношении и соединяются гармонически с двумя общими тонами: бас идет на терцию вниз согласно цифровке, 2 общих тона остаются на месте в том же голосе, а оставшийся тон плавно в ближайший тон следующего аккорда.
Уметь соединить I –VI–IV за фп. без предварительной подготовки!
11. V7. Применение в музыкальной форме, разновидности, правила включения и разрешения в I и VI.
V7 (доминантсептаккорд) состоит из трезвучий V и VII ступеней и является самой яркой D в ладу. Благодаря наличию в составе D7 функционального D баса, вводного тона лада и тритона D7 звучит напряженно, неустойчиво и настраивает на определённую Т. [Поэтому D7 играет важную роль в модуляциях].
Разновидности. V7 может быть полным и неполным. В неполном V7 пропускается квинта и удваивается основной тон. Полный D7может разрешаться в полное и неполное Т53, а неполный D7может разрешаться только в полное Т53.
Применение в музыкальной форме.V7 в основном виде обычно используется в зоне заключительного каданса, в середине гармонического движения и серединном кадансе чаще используется неполный V7 или его обращения.
Правила включения и разрешения в I и VI.
D7 –аккорду могут предшествовать аккорды Т,Sи D, разрешается D7 только в трезвучие I ступени или в трезвучие VI ступени(прерванный оборот). Схема: Т, S, D → D7 → I,VI.[Развернутая схема:Т (I, I6, I64), S (VI, IV, IV6, II, II6, II7,II65, II43), D (V, V6, обращения V7) → D7 → I,VI].
D7 требует плавной подготовки и плавного разрешения. Септима D7 обычно включается плавно и берётся как проходящий, вспомогательный или задержанный звук, или берется скачком вверх с последующим нисходящим разрешением. Септиму D7 нельзя брать нисходящим скачком! После всех S аккордов (кроме IV6 с удв. квинтой) берется неполный D7, чтобы избежать параллелизмов.
Приразрешении полного D7в I или VI септима и квинта D7 идут плавно на секунду вниз ↓, основной тон (бас) в основной тонследующего аккорда, атерцовый тонидётна секунду вверх↑ (вводный тон в тонику), в средних голосах возможно нисходящее разрешение терцового тона.
Полный D7 при движении терцового тона вверх ↑разрешается в неполное Т трезвучие с утроенным основным тоном или в трезвучие VI ступени с удвоенным терцовым тоном (прерванный оборот). Если терцовый тон D7 находится в сопрано, то его нужно вести вверх ↑, поскольку нисходящее движение вводного тона в мелодии противоречит его тяготению в I ступень лада.
Если терцовый тон D7 находится в одном из средних голосов, то при разрешении в Т его можно повести вниз ↓. При движении терцового тона вниз ↓ полный D7 разрешается в полное Т трезвучие.
Неполный D7разрешаетсяв полное Т53, при этом удвоенный основной тон, находящийся в одном из верхних голосов, остаётся на месте (остальные правила разрешения сохраняются –септима идёт на секунду вниз ↓, терцовый тон – на секунду вверх ↑).
11. Обращения V7. Применение в музыкальной форме, закономерности включения и разрешения.
V7 имеет 3 обращения: V65 –квинтсекстаккорд, V43–терцквартаккорд, V2 – секундаккорд. Обращения бывают только полные и разрешаются в полные аккорды Т: V65→I53, V43→I53, V2→I6.
V65представляет усложнённый и функционально усиленный вариант V6. V43 является усложнённым V64. V2 является яркой D, септима в басу усиливает диссонантность и мелодическую напряжённость его звучания.
Применение в музыкальной форме. Обращения V7 обычно используются в середине гармонического движения. Их применение способствует мелодизации баса.
Нейтральный в функциональном отношении бас V43имеет особое мелодическое значение, поэтому наиболее часто V43 используется в проходящем обороте I–V43–I6 или I6–V43–I. При включении V43 следует выбирать аккорды Т и S, бас которых мелодически связан с басом V43 – I, I6, IV, II6, II, II7 .
V65иV2 часто используются в начале и внутри гармонического движения после аккордов Т и S (например, обороты: I–V65–I, I–V2–I6, I–II2–V65–I и т.п.), и в серединном кадансе после трезвучия V ступени для более плавной связи между предложениями (например, V→V2→[I6], V→V65→[I]).
Закономерности включения и разрешения. Обращениям V7 могут предшествовать аккорды всех 3-х функций (Т, S и D), септима должна быть подготовлена плавно (или взята восходящим скачком) и плавно разрешена на секунду вниз.
При разрешении обращений V7 в аккорды Т (V65→I53, V43→I53, V2→I6) квинта и септима идут плавно на секунду вниз ↓, основной тон остаётся на месте, а терцовый тон всегда идёт ↑. Исключением является оборот с проходящим V43: I–V43–I6, в котором квинта и септима D7 движутся вверх ↑, это возможно благодаря преобладанию мелодического движения голосов над гармонической связью. [В мелодии иногда используется восходящее разрешение квинты, приводящее к удвоению терции в Т аккордах: V65–I (удв. 3), V43–I (удв. 3), V2–I6 (удв. 3)]. [В художественной практике встречаются разрешения обращений V7 в VI или VI6].
В середине гармонического движения часто встречается разрешение VII7 (и его обращений) и II7 (и его обращений) в V7 и его обращения.
VII7 и его обращения разрешаются в V7 и его обращения (внутрифункциональное разрешение) по схеме – в следующее обращение (правило круга): VII7→V65, VII65→V43, VII43→V2, VII2→V7. Это очень плавное соединение с тремя общими тонами и плавным движением септимы VII7 на секунду вниз.
II7 и его обращения разрешаются в V7 и его обращения по схеме – через обращение (правило креста): II7→V43, II65→V2, II43→V7, II2→V65. Это плавное соединение с двумя общими тонами и плавным движением квинты и септимы II7 на секунду вниз.
V7 и его обращения могут переходить друг в друга по принципу перемещения аккордов, при этом септиму нужно оставлять на месте в том же голосе, допускается взаимное перемещение квинты и септимы. [Нужно учитывать, что наименее выраженным в функциональном отношении является бас V43, поэтому лучше перемещать этот аккорд в V7 или V65, а не наоборот].
13. II7 с обращениями. Функциональное значение, применение в музыкальной форме, закономерности включения и разрешения.
II7 и его обращения – это аккорды S функции. II7 состоит из двух S трезвучий: трезвучия II ступени (II53) и трезвучия IV ступени (IV53).
В натуральном мажоре II7 – малый минорный, в миноре и в гармоническом мажоре II7 – полууменьшённый (малый уменьшенный) септаккорд.
II7, как и другие септаккорды, имеет 3 обращения: квинтсект-, терцкварт- и секунд-аккорд. II7 строится на II ступени, II65 – на IV, II43 – на VI, II2 – на I ступени.
В основном виде II7 лишён функционального баса S, поэтому наиболее полно выраженной Sявляется II65, опирающийся на S функциональный бас. Альтерированный II7 и его обращения при разрешении в V или V7 приобретают функциональное значение двойной доминанты, т.е. D к D (D/D).
Применение в музыкальной форме. II7 с обращениями чаще всего используется в зоне каданса перед К64. В кадансах перед К64 чаще используется II65 с функциональным S басом (IV ступень) и II43 с басом на VI ступени, эти басы мелодически связаны с функциональным D басом. В середине гармонического движения II7 с обращениями чаще используется в мелодической связи с D7 и его обращениями. Для романтической и русской музыки характерно также использование II7 и его обращений (в т.ч. красочных альтерированных аккордов) в плагальных оборотах в начале и в середине гармонического движения и в плагальных дополнениях.
Закономерности включения и разрешения.
Включение. II7 и его обращения включаются после аккордов Т (I, I6) и S (VI, IV, IV6, II, II6).Септима чаще всего включается как задержание [после I, VI, IV, IV6], как проходящая [после II, II6] или восходящим скачком. [Септима II7, в отличие от септимы D7, не образует тритона и является устойчивой ступенью лада (I ступень), поэтому иногда может включаться и разрешаться более свободно, например, может быть взята ходом на терцию вниз]. При соединении тонических аккордов со II7 и его обращениями допускаются параллельные квинты в средних голосах.
Разрешение. II7 и его обращения могут разрешаться в аккорды Т (I53, I6, I64) иD (V, V6,V7 и его обращения, VII7 и его обращения).
При разрешении II7 и его обращений в аккорды Т – септима (I ступень лада)остаётся на месте, а все неустои разрешаются в ближайшие устойчивые ступени, при этом в тонических аккордах обычно удваивается квинтовый тон: II7 разрешается I6 с х5, II65 – в I64 с х5, II43 – в I64 с х5, II2 – в I с х5. [Возможно разрешение II65 в I6, и в I53 – плагальный каданс с функциональным басом IV→I. В миноре и гарм. мажоре возможно также разрешение II7 в I53 (в натуральном мажоре такое разрешение невозможно из-за параллельных квинт)].
Разрешение II7 и его обращений втрезвучие V ступени аналогично разрешению D7 и его обращений в Т: септима и квинта идут плавно вниз, основной тон вверх в основной тон V53, терция на секунду вверх или на терцию вниз. II7, II65 и II43 – разрешаются в V53, а II2 – в V6 (сравните: D7, D65 и D43 – разрешаются в Т53, а D2 – в I6).
II7может разрешаться в I64и в неполный D7 – это разрешение характерно для зоны каданса, в басу возникает активный ход на кварту вверх или квинту вниз.
Внутри гармонического движения характерно плавное разрешение II7 и его обращений в D7 и его обращения или в VII7 и его обращения. При переходе в D7 и его обращения разрешение происходит по схеме «креста» (через обращение): II7→V43, II65→V2, II43→V7, II2→V65 – 2 общих тона остаются на месте, остальные идут на секунду вниз. При переходе в VII7 и его обращения разрешение происходит по схеме «круга» (в следующее обращение): II7→VII65, II65→VII43, II43→VII2, II2→VII7 – 3 общих тона остаются на месте, оставшийся идет на секунду вниз, [Абсолютно плавное голосоведение создаёт возможность для обратного следования аккордов D иII7 с обращениями, здесь на первое место выступают не функциональные, а мелодические связи аккордов].
15. Гармонизация верхнего нисходящего тетрахорда гаммы натурального мажора и минора. III и III6.
Трезвучие III ступени (верхняя медианта) является аккордом смешанной Т/D функции, которые в основном виде аккорда выражены слабо. Трезвучию III ступени свойственна функциональная неопределённость [и натурально-ладовый оттенок – в мажоре последовательность III–VI = Vнат.–I натурального параллельного минора; в натуральном миноре последовательность VIIнат.–III = V–I параллельного мажора]. Поэтому в классической гармонии в основном виде трезвучие III ступени применяется редко, преимущественно в роли проходящего аккорда.
Наиболее употребительно использование III53 при гармонизации верхнего нисходящего тетрахорда гаммы натурального мажора и натурального минора. Образуется последовательность I→III→IV→V (V7, V2, I64, I). Вместо первого Т53 можно использовать трезвучие VI ступени. В натуральном миноре вместо трезвучия IIIнат. ступени можно использовать VII6нат. (I→VII6нат.→IV(II6)→V), можно также использовать последовательность параллельных секстаккордов: I6→VII6нат.→VI6→V6г.
[Верхний нисходящий тетрахорд в натуральном миноре называют фригийским (по звучанию он совпадает с нижним тетрахордом фригийского лада). Когда фригийский тетрахорд проходит в одном из верхних голосов (сопрано, альте или теноре) его называют фригийским тетрахордом 1-го рода. Когда фригийский тетрахорд проходит в басу, его называют фригийским тетрахордом 2-го рода. При гармонизации фригийского тетрахорда в басу (2-го рода) на VIIнат. ступени используют трезвучие VIIнат. ступени (I→VII53нат.→IV6 (II43)→V (V7, V2), I64) или секстаккорд Vнат. (V6нат.) (I →V6нат.→IV6 (II43)→V (V7, V2), I64)].
III6представляет D функцию, в нём удваивается бас, который является функциональным басом D. III6 также называют доминантой с секстой (D 6 или V 6 ): неустойчивый квинтовый тон V53 (II ступень лада) заменён на устойчивую сексту (III ступень лада), поэтому он меньше чем V53 тяготеет в тонику и является функционально ослабленной D [в отличие от II6, (= S с секстой), который является более сильной S, чем IV, потому что устойчивый квинтовый тон в нём заменён на неустойчивую сексту]. III6 в мажоре имеет минорную окраску и звучит мягко, а в миноре III6 совпадает по звучанию с Ув53 и звучит напряжённо, использование III6 придаёт звучанию особый колорит.
[III6 и V7 6 (D7 с секстой) включаются и разрешаются аналогично V53 и V7. При разрешении III6 и V7 6 секста плавно переходит в квинту, или сразу переходит в основной тон тонического трезвучия].
Источник