40 ступеней шахи зинда

40 ступеней шахи зинда

40 ступеней Шохи-Зинда
(C) Рустам Хусанов, Виртуальный Самарканд

Шохи-Зинда — изумительный по красоте и величию архитектурный ансамбль древнего Самарканда таит в себе множество тайн. Словно легендарный сфинкс, древний памятник предлагает загадки с самого входа — с 40-ступенчатой лестницы, которая в него ведёт.

Входящим сюда туристам иногда рассказывают о своеобразном тесте на греховность — в идеале, количество ступеней при подъёме и спуске должны совпасть. Обычно туристы следуют этому предложению и сосредоточенно пересчитывают древние ступени, не догадываясь о том, что следуют более глубокой и древней духовной традиции.

Больше 12 веков назад, в Самарканд вошли арабские войны и проповедники, принёсшие многоконфессиональным согдийцам благую весть о новом послании Бога. Вместе с прибывшими, в Самарканде оказался и Кусам, сын Аббаса — родного дяди Пророка Мухаммеда.

Арабы знали, что Мухаммед особо выделял Кусама, как человека, «похожего на меня и душой и характером», но не смогли уберечь его от стрелы, выпущенной кем-то из сопротивлявшихся горожан. Легенда, однако, гласит, что Кусам не умер, а Божественной милостью укрыт таинственным Святым Хызром и переведён в райскую обитель живым. По крайней мере, тела Кусама ибн Аббаса, уползшего от врага, так и не нашли. (более подробно об этой истории см. здесь).

История о таинственной пропаже Кусама ибн Аббаса передавалась из уст в уста, привлекая пилигримов и дервишей к посещению места, где «божественное милосердие вновь озарило своим светом святой Самарканд». Когда их число набрало критическую массу, на этом месте были возведены мечеть и символический Мавзолей (ксенотаф).

Читайте также:  Государственная итоговая аттестация учащихся проводится по завершении каждой образовательной ступени

Вскоре было объявлено, что трёхкратное посещение Мавзолея двоюродного брата Пророка с совершением целого перечня ритуалов и молитв может заменить собой обязательное для каждого мусульманина паломничество в Мекку, если у паломника нет возможности отправиться в длительную поездку на Аравийский полуостров. Популярность Шохи-Зинда заметно возросла, ведь до Мекки нужно идти более 3000 км., преодолевая усталость, лишения и трудности.

Тогда в комплексе Шохи-Зинда и появилась Лестница, как символ великой трансформации человеческого духа — Пути к Богу. Паломники, уловившие идею, теперь не сразу поднимались к святыне, а устанавливали для себя 40-дневный молебен, венцом которого было достижение верхней площадки.

40 дней такие люди приходили в Шохи-Зинда, поднимаясь всего на одну ступеньку в день, на которой тихо декламировали стихи из Корана и раздумывали о своих намерениях и Боге. Некоторые проделывали аналогичный путь в своей душе, сидя под крышей айвана у подножия Лестницы. И только на 40-й день, верующий позволял себе войти на улочку, ведущую к верхней мечети комплекса и главному Мавзолею.

Это днём. Ночью паломников заменяли мусульманские мистики — суфии, совершая на Лестнице свою литургию — концентрированные упоминания имён Аллаха (Властелин миров, Всемилостивый, Спасающий, Миротворящий и т.д.). В зависимости от духовной школы, которой они следовали, эти радения были или молчаливыми (произносились про себя) или громкими (с выкриками).

Существует легенда о том, как свой 40-дневный молебен провёл в Шохи-Зинда и духовный глава самого многочисленного на сегодняшний день суфийского ордена накшбандия — Бахауддин Накшбанди, живший под Бухарой в XIV веке (спустя 6 с половиной веков после чудесного спасения Кусама в Самарканде).

Ежедневно поминая Бога и поднимаясь ступенька за ступенькой, вскоре он достиг верхней площадки Лестницы. В тот же момент он увидел стремительно надвигающегося на него всадника на белой лошади. Мгновение и… Но всадник, внимательно всматривающийся в лицо мастера, так же внезапно остановил лошадь и о чём-то поговорил с великим суфием.

Изумлённые паломники, наблюдавшие за этим происшествием снизу, видели, как, окончив разговор, неизвестный всадник развернул лошадь и исчез в той стороне, откуда он так неожиданно появился. Согласно легенде, то был сам Кусам ибн Аббас, решивший испытать великого мастера на вершине его Путешествия.

Популярность архитектурного комплекса среди суфиев росла. В ночь с четверга на пятницу здесь стали проводиться регулярные духовные радения. Российский этнограф Сергей Масловский (Мстиславский), посетивший Самарканд в конце XIX века, оставил записки о том, как ему удалось под видом дервиша участвовать на одном из таких радений.

В ту ночь, суфии ордена Кадирийя собрались в круг в верхней мечети Шахи-Зинда и медленно раскачиваясь, то хором, то по одиночке распевали молитвы, которые эхом проносились под старинными сводами и арками. Масловский пишет о том, что постепенно участники ночного собрания входили в экстаз, а мечеть наэлектризовывалась от взрыва психической и духовной энергии, потрясая самих молящихся и открывая перед ними непередаваемые ощущения Божественного присутствия.

В наши дни, ночные радения в Шохи-Зинда уже не практикуются, но суфии продолжают посещать комплекс. Часто тайно, не привлекая к себе внимания, сидят они у ступенек Лестницы, в верхней или в нижней мечети, и тихо молятся, повторяя Божественные имена.

Не мешайте им. Лучше тихонечко начните свой Путь, сосредотачиваясь на своём росте и намерениях, с которыми вы пришли в одно из самых почитаемых мест Самарканда.

Ведь именно намерение стать ближе к Богу и духовный принцип бодрствования на пути познания и лежат в основе банального совета, с которого и начался этот рассказ — «Пересчитай ступени, чтобы узнать о самом себе. »

Внимание! При использовании, гиперссылка на ресурс обязательна!

Источник

Достопримечательость Самарканда — Шахи зинда

Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть творение зодчих, живших в средние века. Уникальный памятник архитектуры – ансамбль Шахи-Зинда в Самарканде заслуженно пользуется славой не только в Средней Азии, но и во всем мире. Здесь представлен не один мавзолей, а целый комплекс из усыпальниц мусульманских святых и самаркандской знати.

История

Так называли брата пророка Мухаммеда Куссаму ибн Абасса, известного проповедника ислама. Рассказывают, что Куссама ибн Абасс явился в Самарканд с небольшим войском, чтобы обратить людей в мусульманскую веру. Но был убит язычниками то ли во время молитвы, то ли в неравном бою. Местные жители верили, что на самом деле Куссаме удалось спастись, укрывшись в колодце с живой водой и с тех пор так и прячется. Проповедник стал святым, имя которого особо почитают верующие в Средней Азии.


А на месте его гибели был построен великолепный мавзолей Шахи-Зинда. Именно он дал начало целой веренице усыпальниц, в которых хоронили царей и членов их семьи, а также знатных особ. Так появилась улица, состоящая из одних захоронений. Самаркандцы называют это место «улицей мертвых».

Усыпальницы строились очень близко друг от друга. Знатные особы верили, что чем ближе их похоронят к гробнице святого, тем ближе они будут к Аллаху и тем больше грехов им простят.

Комплекс Шахи Зинда возводился в течение 9 веков (с 11 по 19). Он стал важной частью городской жизни, к нему стекались паломники со всей Азии.

Существует поверье, что три поездки к гробнице двоюродного брата Пророка могут заменить хадж в Мекку.

Вместо 3 тысяч километров, которые надо было преодолеть по пути в Аравию, многие паломники приходили к усыпальницам Шахи-Зинды.

Всего комплекс насчитывает около 20 сооружений. Некоторые из них были практически разрушены и не сохранились. Архитекторы проявляли все свое мастерство и знания, доступные им в те времена. Из тех мавзолеев, которые сохранились до наших дней, нет ни одного похожего на другой. При их строительстве и внутренней отделке применяли кирпичный орнамент, резную неполивную терракоту. Мастера широко использовали резьбу по дереву и роспись по штукатурке. Художники, разрисовывающие стены, создавали настоящие картины, выводя арабскую вязь и проявляя чудеса каллиграфии. Среди витиеватых рисунков, украшающих стены усыпальниц, можно прочитать вплетенные в узор изречения из Корана.

В 16-18 веках комплекс пришел в запустение, стал разрушаться. В Азии сменилась правящая династия. Самарканд перестал быть столицей, и правители потеряли интерес к Самарканду. Теперь все их внимание было направлено на Бухару.

И только на стыке 18 и 19 веков начались строительные работы по спасению некрополя. Была построена лестница, ведущая к усыпальницам.

В 2005 году продолжилась глобальная реставрация архитектурного памятника. Специалисты восстанавливали первоначальный облик зданий по письменным источникам, архивным документам.

Сегодня мы можем видеть лишь малую часть комплекса. Но даже по тому, что удалось сохранить можно понять, насколько величественный и уникальный памятник построили зодчие, чтобы увековечить самых известных и почитаемых людей своего времени.

Где находится и как добраться

Некрополь находится на окраине Самарканда. Он расположен на территории старого кладбища, там, где соединяются южная окраина древнего города Афрасиаб и современные постройки Самарканда.

По Самарканду удобно передвигаться на общественном транспорте, вы потратите около 5$ в день. Если захотите воспользоваться такси – аренда на весь день – 25-30$. Сам комплекс расположен на одноименной улице Шахи Зинда. Добраться можно любым транспортом, идущим до остановки «Улица Хаваси» или «Улица Шахи-Зинда». Стоимость проезда – 0,10 евро.

Если ехать из Ташкента, самый удобный и быстрый способ – взять билеты на скоростной поезд «Афрасиеб». Из Ташкента до Самарканда билеты стоят 8-10$, в пути вы проведете 2 часа. Можно взять такси за 20$, но тогда время в пути составит около 4 часов.

Популярностью пользуются и внутренние авиа перелеты. Самолетом из Ташкента долететь до Самарканда можно за полчаса и 10$, но купить билеты непросто. Поэтому лучше о них позаботиться заранее, потому что они очень востребованы, особенно в туристический сезон.

Общая планировка здания

Все мавзолеи возводились в разное время. Но строили их один возле другого, в ряд, создавая своеобразную вереницу усыпальниц. Весь комплекс составляет единый ансамбль, поражающий своим убранством и декором, мозаикой, майоликой, каменными сводами и высокими порталами. Усыпальницы представляют квадратные купольные здания, вход в которые отделен крытой галереей с колоннами, или портиком.

Комплекс делится на три яруса – нижний, средний и верхний. Все здания соединяются между собой куполами с арками, еще их называют чартаками.

В конце этого сооружения – величественная лестница, насчитывающая 40 ступеней. Верующие, которые шли к усыпальницам, поднимались в день только на одну ступеньку. Стоя на ней, они молились и размышляли о своей жизни. Паломники верили, что лестница – это дорога к просветлению.

Поднявшись наверх, можно увидеть открытую галерею с расположенными здесь склепами-мавзолеями членов семьи Тамерлана. В верхней части находится внутренний дворик, образованный тремя мавзолеями. Пройдя сквозь круглый дворик с аркой вы увидите резную дверь, ведущую к мавзолею Куссама ибн Аббаса.

На территории комплекса во время раскопок археологи обнаружили еще несколько усыпальниц, которые не сохранились до нашего времени.

Список сооружений

  • Казы заде-Руми, двухкупольный мавзолей, 15 в.
  • Эмир-заде, 1386 г.
  • Туглу-Текин, дочь Эмира Ходжи, 1386 г.
  • Шади-Мульк ака (Туркан-ака), племянница Тамерлана, 1371-72 гг.
  • Ширин-бека-ака, сестра Тамерлана, 1385-86 гг.
  • Ходжа-Ахмада, сохранился только портал 14 в.
  • Кусама ибн Аббаса, 14 в.
  • Восьмигранник, мавзолей с восьмигранным павильоном
  • Мавзолей эмира Бурундука, конец 14 в.
  • Мавзолей знатной дамы, девушки, которая умерла невинной, 1360-61 гг.
  • Мавзолей Туман-ака, 1405 г.
  • Два безымянных мавзолея.

Гробница Куссама ибн Абасса

Комплекс усыпальниц начинается от мавзолея Куссама ибн Абасса. По преданию на его могиле возник источник, которому приписывают целительную силу.

Центральный элемент мавзолея – резная дверь из карагача (1404). Ее украшала не сохранившаяся инкрустация из слоновой кости. Внутри – несколько комнат:

  • малая мечеть;
  • усыпальница;
  • помещение для поста;
  • склад инвентаря.

В усыпальнице стоит редчайшее керамическое надгробие из четырех ярусов. Его украшают изразцы синего, голубого, зеленого, желтого и белого цветов. Все надгробие покрыто золотом. Здесь же символы ислама и цитаты из Корана, выведенные золотыми буквами.

«Тех, которые убиты на Пути Аллаха, не считайте мертвыми: нет, они живы»

Мавзолей имеет четырехугольную форму с куполом. По углам расположились по две мраморные колонны. К гробнице примыкает мечеть, скрытая за деревянной резной решеткой. Общая стена соединяет их с мавзолеем. С южной стороны – вход с порталом.

Гробница жены Тамерлана Туман-ака

Ближе всех к мавзолею Куссамы – комплекс Туман-ака. Если в оформлении всех мавзолеев преобладают голубые цвета, то этот – фиолетовый, что выделяет его на фоне остальных зданий. В интерьере – картины с великолепными пейзажами. Хотя вся отделка внутри более приглушенная. Стены расписаны цветами, купол оформлен в виде звездного неба. Облицовка – резная наборная мозаика.

Несмотря на то, что этот мавзолей несколько меньше остальных по площади, но зато он намного выше окружающих его усыпальниц.

Усыпальница Эмира Бурундука

Тамерлан построил эту усыпальницу для своего верного военачальника, служившего ему верой и правдой. Здание осталось недостроенным. Граненый барабан поучился без облицовки, нет наружного купола. Внутри на стены нанесена белая штукатурка, панели из плиток из майолики. Оформление очень простое и даже аскетичное. Как и подобает суровому военачальнику, не привыкшему к роскоши.

Мавзолей Казы-заде Руми

Двухкупольный мавзолей построен внуком Тамерлана Улугбеком. Казы-заде Руми – великий ученый-астроном, соратник и учитель Улугбека. Он был не богат, не принадлежал к знатному роду, но прославился как выдающийся ученый своего времени. Вместе с Улугбеком они создавали знаменитую обсерваторию. Как наставник, он учил внука Тамерлана основам астрономии. Улугбек очень уважал и почитал Руми, поэтому построил для него мавзолей, оказавшийся выше всех остальных. Это была дань благодарного ученика своему учителю.

Заключение

Уже в средние века некрополь Шахи-Зинда стал религиозным и духовным центром. Остается он таковым и до сих пор. К этому прибавилась еще и архитектурная уникальность, привлекающая сюда многочисленных туристов. Не зря его называют «жемчужиной Самарканда».

Источник

Оцените статью