История в картинках
Память преподобного Иоанна Лествичника Церковь празднует 12 апреля, а также в 4-е воскресенье Великого поста.
Главным принципом жизни преподобного Иоанна, автора «Лествицы» — знаменитого духовного руководства для совершения иноческого жития, — была… умеренность. По своему смирению он даже аскетические подвиги совершал, не возлагая на себя ничего сверх положенного по уставу. И жизнеописание преподобного тоже очень «умеренное». Мы только можем догадываться, где и когда он родился, не знаем, где пребывают его мощи. Но несмотря на свою «умеренную» жизнь, преподобный Иоанн был строго последователен и даже непримирим в главном: в следовании по ступеням добродетелей, в восхождении ко Христу.
По одной из версий, преподобный Иоанн родился в VI веке в Константинополе. По достижении совершеннолетия, «весьма преуспев во внешней премудрости», Иоанн оставил свой дом и стал монахом в одном из монастырей Синайской горы.
После смерти своего наставника он продолжил свой подвиг в пещере у подножия Синая. Постоянно молился, днем обрабатывал огород, а по вечерам «сочинял книги, и это упражнение служило ему главным средством от уныния».
Однажды Иоанну явился ангел и сказал, что одному его ученику угрожает опасность. Преподобный тотчас же стал молиться. Вечером ученик вернулся с работы и рассказал, что днем, когда он, устав от зноя, прилег в тени утеса, ему послышалось, что Иоанн зовет его, он вскочил — и в это время огромный камень упал на то место, где он только что находился.
Иоанн не отказывал в совете никому, кто бы к нему ни обратился. Это послужило поводом для некоторых обвинить его в гордости и многословии. Чтобы не вводить их в искушение, Иоанн наложил на себя обет молчания и безмолвствовал в течение года, так что даже завистники, оставшись без его руководства, просили подвижника не лишать их своего окормления.
После 40 лет отшельничества Иоанн стал игуменом монастыря Неопалимой Купины горы Синай (сейчас монастырь св. вмц. Екатерины). В это время по просьбе иноков обители, расположенной в двух днях пути, составить для них «руководство, как бы твердую лестницу, которая желающих возводит до Небесных врат», он написал «Лествицу».
«Лествица» преподобного Иоанна состоит из 30 глав-ступеней, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Последней ступени у лестницы нет: конец восхождения — любовь, и «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке».
Незадолго до своей кончины Иоанн устранился от управления монастырем и удалился в свою пещеру у подножия Синая. Сегодня возле нее расположен храм в честь святого Иоанна Лествичника.
Память преподобного Церковь празднует 12 апреля, а также в 4-е воскресенье Великого поста. В память о святом в этот день в некоторых семьях пекут маленькие постные хлебцы — лествицы.
Рисунки Наталии Кондратовой
Источник
Иоанн Лествичник. История в картинках
Память преподобного Иоанна Лествичника Церковь празднует 12 апреля, а также в 4-е воскресенье Великого поста, в 2021 году — 11 апреля.
Главным принципом жизни преподобного Иоанна, автора «Лествицы» — знаменитого духовного руководства для совершения иноческого жития, — была… умеренность. По своему смирению он даже аскетические подвиги совершал, не возлагая на себя ничего сверх положенного по уставу. И жизнеописание преподобного тоже очень «умеренное». Мы только можем догадываться, где и когда он родился, не знаем, где пребывают его мощи. Но несмотря на свою «умеренную» жизнь, преподобный Иоанн был строго последователен и даже непримирим в главном: в следовании по ступеням добродетелей, в восхождении ко Христу.
По одной из версий, преподобный Иоанн родился в VI веке в Константинополе. По достижении совершеннолетия, «весьма преуспев во внешней премудрости», Иоанн оставил свой дом и стал монахом в одном из монастырей Синайской горы.
После смерти своего наставника он продолжил свой подвиг в пещере у подножия Синая. Постоянно молился, днем обрабатывал огород, а по вечерам «сочинял книги, и это упражнение служило ему главным средством от уныния».
Однажды Иоанну явился ангел и сказал, что одному его ученику угрожает опасность. Преподобный тотчас же стал молиться. Вечером ученик вернулся с работы и рассказал, что днем, когда он, устав от зноя, прилег в тени утеса, ему послышалось, что Иоанн зовет его, он вскочил — и в это время огромный камень упал на то место, где он только что находился.
Иоанн не отказывал в совете никому, кто бы к нему ни обратился. Это послужило поводом для некоторых обвинить его в гордости и многословии. Чтобы не вводить их в искушение, Иоанн наложил на себя обет молчания и безмолвствовал в течение года, так что даже завистники, оставшись без его руководства, просили подвижника не лишать их своего окормления.
После 40 лет отшельничества Иоанн стал игуменом монастыря Неопалимой Купины горы Синай (сейчас монастырь св. вмц. Екатерины). В это время по просьбе иноков обители, расположенной в двух днях пути, составить для них «руководство, как бы твердую лестницу, которая желающих возводит до Небесных врат», он написал «Лествицу».
«Лествица» преподобного Иоанна состоит из 30 глав-ступеней, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Последней ступени у лестницы нет: конец восхождения — любовь, и «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке».
Незадолго до своей кончины Иоанн устранился от управления монастырем и удалился в свою пещеру у подножия Синая. Сегодня возле нее расположен храм в честь святого Иоанна Лествичника.
Память преподобного Церковь празднует 12 апреля, а также в 4-е воскресенье Великого поста. В память о святом в этот день в некоторых семьях пекут маленькие постные хлебцы — лествицы.
Источник
Лествица
или Скрижали духовные
Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.
Группа | Ступени |
Борьба с мирской суетой (ступени 1–4) | 1. Отречение мирского жития 2. Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире) 3. Странничество (уклонение от мира) 4. Послушание |
Скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5–7) | 5. Покаяние 6. Память о смерти 7. Плач о своей греховности |
Борьба с пороками (ступени 8–17) | 8. Кротость и безгневие 9. Удаление памятозлобия 10. Несквернословие 11. Молчание 12. Правдивость 13. Отсутствие уныния и лености 14. Борьба с чревоугодием 15. Целомудрие 16. Борьба со сребролюбием 17. Нестяжание |
Преодоление преград в аскетической жизни (ступени 18–26) | 18. Искоренение нечувствия 19. Малый сон, усердие к братской молитве 20. Телесное бдение 21. Отсутствие боязливости и укрепление в вере 22. Искоренение тщеславия 23. Отсутствие гордыни 24. Кротость, простота и незлобие 25. Смиренномудрие 26. Низложение страстей и укрепление добродетелей |
Душевный мир (ступени 27–29) | 27. Безмолвие души и тела 28. Молитва 29. Бесстрастие |
Вершина пути – союз трёх главных добродетелей (ступень 30) | 30. Вера, надежда и любовь |
Источник: Лествица, возводящая на небо / преп. Иоанн Лествичник. — 8-е изд. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 592 с. (Духовная сокровищница). ISBN 5-7533-0051-0
Вам может быть интересно:
- Слова подвижнические (СТСЛ 2008г.) – преподобный Исаак Сирин Ниневийский
- Лествица – преподобный Иоанн Лествичник
- Моя жизнь во Христе – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
- О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться – святитель Григорий Палама
- Слово о смерти. Слово о чувственном и о духовном видении духов – святитель Игнатий (Брянчанинов)
- Слова и проповеди – епископ Митрофан (Зноско-Боровский)
- Душа после смерти – иеромонах Серафим (Роуз)
- Слова (изд. 1912 г.) – святитель Григорий Богослов
- Дом души – преподобный авва Дорофей
- Дух, душа и тело – святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Детям о «Лествице» | Беседа + кроссворд
Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Пятая неделя Великого поста посвящена преподобному Иоанну Лествечнику, который написал чудную книгу, помогающую подняться в Небеса!
Давайте о ней и поговорим.
Преподобный Иоанн прожил богоугодную и добродетельную жизнь. Еще при своей жизни он стал примером для всех иноков, которые жили на горе Синай.
Многие монахи приходили к нему за наставлением. Но ходить было очень трудно, ведь гора Синай – большая и скалистая. Поэтому монахи всех монастырей этой святой горы попросили написать отца Иоанна книгу наставлений. И отец Иоанн помолился Господу и написал книгу, которую назвал «Лествица». То есть – лестница.
Эта лестница состоит из 30 ступеней, которые ведут нас к Богу. Каждая ступенька, это труд над собой, это борьба со своими грехами и вредными привычками.
К примеру, если мы будем очень сильно любить наш земной мир, то в нашем сердце не останется место для любви Небесного мира, Царствия Христова, которое нас ожидает после земной жизни.
И первая ступень лестницы посвящена тому, чтобы мы больше любили Бога, небесную жизнь, а не земную.
А теперь давайте почитаем рассказ о том, как папа показал своим детям пример жизни по «Лествице» преподобного Иоанна.
По материалам православного календаря «Егорушка».
Сегодня папа собрал нас после Литургии и сказал:
— Мы отправляемся в путешествие.
И повёл почему-то домой. Мы очень удивились! А дома удивление продолжилось. С окон были сняты шторы, и на стекле в гостиной нарисована лестница. И гуашь рядом стоит.
— Сегодня неделя преподобного Иоанна Лествичника. Вы о нём что знаете?
Брат, конечно, тут и рассказал: и что преподобный был игуменом на Синайской горе в Египте, где Моисей заповеди от Бога получил; и что книгу написал «Лествицу» о лестнице добродетелей.
— Всё так и есть. Вот мы с вами сегодня и начнём новое паломничество – вслед за Иоанном Лествичником. Он 30 ступенек, ведущих к Богу, назвал. Но вам пока все не осилить. Давайте попробуем так. У нас осталось три недели до Пасхи. Вот и выбирайте себе по три добродетели каждый – по одной на неделю. И себе по лесенке каждый в своей комнате рисуйте – прямо на оконном стекле.
Я думал-думал и выбрал вот что: правдивость, отсутствие уныния и лености, борьба с чревоугодием. А то я ж и приврать люблю, и поесть повкуснее, и от дел отлынивать горазд. Папа прав, не дело это. Пост же! И надписал три ступеньки своей лестнички: первую – «говори правду», вторую – «давай-давай, делай», и третью – «компот отдай другу». Вот прямо сегодня и начну…
Сестрёнка маленькая, ей мама помогала. Они написали так: «повинись родителям», «прости и не сердись» и «не болтай».
У родителей в спальне тоже своя лесенка. И у брата. И солнышко над каждой! И человечки – это мы – наверх карабкаются. Осталось только на руки поплевать и начать восхождение!
А вот вам, ребята, маленький кроссворд про сегодняшний день:
- Прозвание святого отца, который прописал лестницу, ступени которой ведут к Богу?
- Навзание горы, где он был игуменом монастыря?
- Его имя.
Давайте, дорогие дети, проведем остальные дни поста очень хорошо. Не будем никого обижать, будем усердно молиться, будем со всем делиться и помогать своим родителям.
Источник
Лествица к небесам: на какой ты ступени?
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Православной Церковью как великий подвижник и автор «Лествицы» — руководства для восхождения к духовному совершенству.
Объясняя смысл названия произведения, преподобный писал: «По малому разуму, данному мне, как неискусный архитектон, соорудил я лествицу для восхождения. Каждый сам да рассмотрит себя, на какой он стоит ступени».
Цель «Лествицы» – показать, что достижение спасения требует от человека усиленных подвигов: очищения от страстей, грехов, пороков и восстановления в человеке образа Божьего.
Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.
Борьба с мирской суетой (ступени 1–4): отречение мирского жития, беспристрастность (отложение попечений и печали о мире), странничество (уклонение от мира), послушание.
Скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5–7): покаяние, память о смерти, плач о своей греховности.
Борьба с пороками (ступени 8–17): кротость и безгневие, удаление памятозлобия, несквернословие, молчание, правдивость, отсутствие уныния и лености, борьба с чревоугодием, целомудрие, борьба со сребролюбием, нестяжание.
Преодоление преград в аскетической жизни (ступени 18–26): искоренение нечувствия, малый сон и усердие к братской молитве, телесное бдение, отсутствие боязливости и укрепление в вере, искоренение тщеславия, отсутствие гордыни, кротость с простотой и незлобием, смиренномудрие, низложение страстей и укрепление добродетелей.
Душевный мир (ступени 27–29): безмолвие души и тела, молитва, бесстрастие.
Вершина пути — союз трёх главных добродетелей (ступень 30): вера, надежда и любовь.
Ниже публикуем некоторые выдержки из «Лествицы».
Духовные скрижали преподобного Иоанна Лествичника помогут каждому понять, на какой он ступени.
— Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви.
— Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.
— Как корабль, имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией безбедно приходит в пристань, так и душа, имея хорошего пастыря, удобно восходит на небо, хотя и много грехов некогда сделала.
— Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай, как бича, ибо когда мы не видим запретный плод, то не так сильно его и желаем.
— Ибо весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает вовеки.
— Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как я могу его осуждать?» Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего.
— Как огонь пожигает хворост, так и чистые слезы истребляют всякие внешние и внутренние скверны.
— Иное есть промысл Божий; иное — Божия помощь ; иное — хранение ; иное — милость Божия; и иное — утешение . Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения — любящие Его.
— Всякому духовному деланию, видимому или умственному, предшествует собственное намерение и усерднейшее желание при Божием в оных содействии, ибо если не будет первых, то и второе не последует.
— Что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает отравою; и иногда одно и то же одному и тому же бывает врачевством, когда преподается в приличное время, не во время же — бывает отравою.
— Многие, покусившись спасать вместе с собою нерадивых и ленивых, и сами вместе с ними погибли, когда огонь ревности их угас со временем. Ощутивши пламень, беги, ибо не знаешь, когда он угаснет, и оставит тебя во тьме.
— Утаевай благородство своё и не величайся своею знатностию, чтобы не оказался ты один на словах, а другой — на деле.
— Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.
— Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный. на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие. Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. «Возносяйся смирится» даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают.
Источник