Раздел Школы, гимназии, лицеи в Петербурге
Справка
Структура среднего образования
Школьное образование в XXI веке
Согласно Конституции РФ, начальное и основное общее образование в школе является обязательным для всех. Основной закон, регулирующий нормы среднего образования — Федеральный закон «Об образовании».
Среднее образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребенка базовые знания и навыки.
Условия обучения
Обучение детей в образовательных учреждениях начинается с возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет.
По заявлению родителей школа вправе принять ребенка для обучения в более раннем возрасте.
Полный курс обучения в современной российской школе занимает 11 лет. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет.
Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Он делится на четыре четверти с каникулами или на три триместра, разбитых на 5 блоков с недельными каникулами между ними и с летними каникулами.
В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Ученик, который не может пройти аттестацию, может быть оставлен на второй год.
- В школах преподаются предметы четырех групп:
- гуманитарные предметы,
- естественнонаучные предметы,
- точные предметы,
- предметы по искусству.
Также практически все школы предоставляют ученикам возможность получения дополнительного образования: кружки, спортивные секции.
Уроки длятся 40-45 минут, перемена — 5-20 мин. Для тех учеников, у кого нет возможности отправиться домой, существуют группы продленного дня, где можно остаться после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность приготовления уроков).
В России пятибалльная шкала оценок.
Каждая школа обязана иметь свой устав, определяющий права и обязанности учащихся. По решению органа управления за неоднократно совершенные грубые нарушения устава допускается исключение из школьника, достигшего возраста пятнадцати лет. Оно применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и пребывание учащегося в школе оказывает отрицательное влияние на других, мешает нормальной работе.
Обучение в государственных средних школах является бесплатным, однако учебные пособия приобретаются за счет родителей ребенка.
Ступени среднего образования
- Среднее полное образование в России включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
- I ступень (начальное общее образование) — 4 года,
- II ступень (основное общее образование) — 5-6 лет,
- III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
После окончания 9 класса школьник получает аттестат об основном общем образовании. Этот документ дает право продолжить образование в школе либо поступить в среднее профессиональное образовательное учреждение.
После 11 класса выпускник получает аттестат о полном среднем (общем) образовании и право на поступление в учреждения высшего профессионального образования.
Источник
Третья ступень общего образования (11-12 кл.)
Модель представлена двумя годами обучения. По сравнению с предыдущими базисными учебными планами этот вариант увеличивает обучение в старшей школе на один год.
Старшая школа — завершающий этап общего образования — ставит своей целью подготовить выпускников к полноценному участию в жизни своего государства в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности. Основой этой готовности является овладение основами наук и приобретение опыта программирования и осуществления целесообразности и результативной деятельности.
На третьей ступени общего образования организуется профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов.
Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Принцип построения базисного учебного плана на III ступени общего образования продолжает развивать идею двухуровневого (базового и профильного) обучения.
Базовые образовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Содержание этих курсов и уровень требований к их освоению задается базовым уровнем образовательного стандарта для старшей ступени школы.
Профильные общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Содержание образования и уровень требований в этих курсах задается профильным уровнем образовательного стандарта для старшей ступени школы.
Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части представлены учебные предметные на базовом уровне и изучение которых является обязательным. При формировании учебного плана общеобразовательного учреждения предметы вариативной части базового уровня могут быть заменены на соответствующие предметы профильного уровня. Как правило, предметы профильного уровня соответствуют выбранному профилю. При этом должна сохраняться предельно допустимая нагрузка учащихся в каждом классе.
Базисный учебный план не задает жесткого набора профильных курсов для каждого из возможных направлений, профилей и специализаций образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать практически свою строго индивидуальную программу обучения.
Продолжительность урока в средней (полной) общеобразовательной школе -45 минут.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ Среднее (полное) общее образование Вариант № 2
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего |
XI | XII | |
Инвариантная часть. Базовый уровень | ||
Русский язык | ||
Литература | ||
Иностранный язык | ||
Математика | ||
История | ||
Общественные науки | ||
Естественные науки | ||
Проект | . • . 2 | |
Физкультура | ||
Вариативная часть. Профильные уровень | ||
Русский язык | ||
Литература | ||
Иностранный язык 1-й | ||
Иностранный язык 11-й | ||
Алгебра | ||
Геометрия | ||
Информатика и ИКТ | ||
История | ||
Обществознание | ||
Экономика | ||
Право | ||
География | ||
Физика | ||
Химия | ||
Биология | ||
Экология | ||
МХК | ||
Технология | ||
ОБЖ | ||
Всего | Не более 32 | |
Региональные курсы | ||
Итого | 72- |
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ Среднее (полное) общее образование Вариант № 2
Учебные предметы | Количество часов | Всего |
XI | XII | |
Инвариантная часть. Базовый уровень | ||
Русский язык | ||
Литература | ||
Иностранный язык | ||
Математика | ||
История | ||
Общественные науки | ||
Естественные науки | ||
Проект | ||
Физкультура | ||
Вариативная часть. Профильные уровень | ||
Русский язык | ||
Литература | ||
Иностранный язык 1-й | ||
Иностранный язык 11-й | ||
Алгебра | ||
Геометрия . . | ||
Информатика и ИКТ | ||
История • | ||
Обществознание | ||
Экономика | ||
Право | ||
География | ||
Физика | ||
Химия | ||
Биология | ||
Экология | ||
МХК | ||
Технология | ||
ОБЖ | ||
Всего | ||
Региональные курсы | ||
Итого |
1.2.3. Вариант № 3 Базисного учебного плана. Первая ступень общего образования (1-6 кл.)
Третий вариант БУП предназначен для общеобразовательных школ, где первая ступень образования представлена структурой 1-6 (шестилетняя школа первой ступени). Такая структура первого школьного звена обеспечивает устранение трудностей адаптации учащихся к особенностям обучения в основной школе, позволяет реально учесть психологические возможности младших подростков, определяет преемственность и перспективность в образовании школьников.
Введение в учебный план дифференцированного изучения русского языка и литературного чтения с первого класса дает возможность учесть этап предшкольного обучения детей и их уровень готовности к школе.
На литературное чтение в первом-втором классах выделяется по 5 часов в неделю, что определяется необходимостью формирования прочного, осознанного навыка чтения у младших школьников. С третьего класса чтение становится общеучебным умением, что позволяет уменьшить число часов на литературное чтение до трех в неделю.
В первом-четвертом классах изучается интегрированный предмет «Окружающий мир» (2 часа в неделю), в пятом классе учащиеся начинают изучать предмет «Естествознание» (3 часа в неделю) как пропедевтический курс к изучению биологии, географии, физики, химии. В 5-6 классе школьники изучают историю и обществознание. На их изучение отводится 3 часа в неделю. Распределение часов на эти два предмета находится в ведении образовательного учреждения.
Предметы «Технология» и «Информатика» изучаются в 3- 6 классах по одному часу в неделю. Интегрированный предмет «Искусство» объединяет музыкальную, изобразительную деятельность детей и художественный труд (1-2 классы), музыку и изо (3-4 классы). В 5-6 классах может быть продолжено изучение предмета «Искусство» или начато изучение предмета «Художественная культура».
В БУП выделена специальная графа — нормы времени, отводимые для домашних заданий, что создает предпосылки уменьшения учебной нагрузки младших школьников и является одним из условий здоровьесберегающего образования.
Базисный учебный план общеобразовательной школы (первая ступень 1-6)
Источник
newinspire
Типы образовательных учреждений и ступени профессионального образования
Типы образовательных учреждений
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.
По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные учреждения;
2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные учреждения (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс.
В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.
В настоящее время на основе постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» осуществляется поэтапно эксперимент по установлению новых нормативных сроков освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:
1-я ступень (начальное общее образование) — 4 года;
2-я ступень (основное общее образование) — 5-6 лет;
3-я ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованием соответствующего уровня.
Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ.
Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Ступени профессионального образования
Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.
Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.
Высшее профессиональное образование направлено на подготовку и переподготовку специалистов определенного уровня, удовлетворение потребностей человека в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет человеку возможность повысить уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
— основное общее образование;
— среднее (полное) общее образование;
— начальное профессиональное образование;
— среднее профессиональное образование;
— высшее профессиональное образование;
— послевузовское профессиональное образование.
Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.
Источник