Лестницы производственных зданий подразделяют на основные, служебные, пожарные и аварийные.
Основные лестницы проектируют для сообщения между этажами, а также для эвакуации людей в чрезвычайных ситуациях. Конструктивные решения основных лестниц промышленных зданий не отличаются от лестниц гражданских зданий.
Служебные лестницы предусматривают для прохода к рабочим местам, для осмотра и обслуживания оборудования и других целей. Выполняют их из экономичных гнутых металлических профилей (швеллеров и уголков). Крепят такие лестницы к полу, строительным конструкциям или оборудованию. Марши служебных лестниц шириной 600-1000 мм имеют уклон 450. Ступени и площадки изготавливают из штампованных элементов или решетчатой конструкции. В маршах таких лестниц предусматривают ограждения с поручнями.
Для индивидуального пользования устраивают стремянки шириной 600 мм, которые устанавливают под углом 900.
Пожарные лестницы предусматривают для зданий, имеющих высоту до верха парапета или карниза 10 м и более; перепады высоты и у торцов фонарей. Размещают их снаружи на глухих участках стен. При высоте здания не превышающей 30 м марши шириной 600 мм располагают вертикально. При высоте здания более 30 м лестницы проектируют с маршами шириной 700 мм с углом наклона не менее 800 и промежуточными площадками через 8 м по высоте. Расстояние между пожарными лестницами по периметру здания принимают не менее 200 м. Крепят лестницы к стенам или каркасу здания стальными анкерами из уголков или швеллеров, располагаемых по высоте через 2,4 – 3,6 м.
Аварийные лестницы в промышленных зданиях предусматривают для эвакуации в случаях пожара или аварийных ситуациях. Их размещают, как и пожарные лестницы, снаружи здания. Лестницы проектируют многомаршевыми и сообщающимися с помещениями через площадки или балконы на уровне эвакуационных выходов. Аварийные лестницы должны иметь уклон 450, ширину марша 700 мм и ограждения высотой 800 мм. Изготавливают стальными или железобетонными в конструкциях аналогичных пожарным лестницам.
В промышленных зданиях высотой 10 м и более необходимо устраивать выходы на крышу из расчета один выход на каждые 40 000 м2 кровли. В одноэтажных зданиях выходы на крышу проектируют наружными по стальной лестнице, в многоэтажных – через лестничную клетку.
Ворота в промышленных зданиях для проезда транспорта устраивают с учетом габаритов транспортных средств в груженом состоянии. Так, высота ворот для безрельсового транспорта назначается не менее, чем на 200 мм больше высоты транспортного средства, а ширина – не менее, чем на 600 мм. Размеры проемов должны превышать размеры ворот не менее чем на 600 мм.
В цехах с большой интенсивностью людских потоков ворота используют и для прохода людей. Для этого в одном из полотен ворот предусматривают калитку.
Расстояние между воротами назначают из технологической целесообразности и условий эвакуации из помещений.
Железнодорожные раздвижные ворота для железной дороги нормальной колеи имеют размеры 4,9х5,4 м.
Типовые ворота имеют размеры: 2,4х2,4; 3,0х3,0; 3,6х3,0; 3,6х3,6; 3,6х4,2; 4,8х5,4 м.
Снаружи ворот устраивают въездные пандусы с уклоном до 10%.
Ворота производственных зданий по конструкции могут быть распашными, раздвижными, подъемными, подъемно-поворотными и откатными (рис. 3). Наиболее просты в устройстве и надежны в эксплуатации раздвижные и распашные ворота.
Раздвижные ворота состоят из створок, рамы, направляющих и необходимых механизмов для движения створок. Конструкция створок ворот представляет собой каркас из стальных труб, заполненный филенками, которые выполняются из органического стекла, пластика или могут быть трехслойными металлическими с утеплителем из цементного фибролита. Стойки рамы выполняют трубчатого сечения одиночными, а ригель – из двух труб с наружной обшивкой из стального листа и утеплителем. При установке ворот в панельных стенах пространство между стойками рамы и соседними панелями заполняют кирпичом. При этом рама ворот выступает за лицевую линию кладки на 25 мм (рис. 2).
В зависимости от ширины ворот раму опирают на уступы фундаментов колонн каркаса или на самостоятельные фундаменты. В пределах шага колонн, между которыми расположены ворота, фундаментную балку не укладывают.
В промышленных зданиях рекомендуется устраивать ворота качающегося типа. Качающиеся полотна выполняют из резины или прозрачного упругого пластика. Такие ворота до минимума сокращают тепловые потери из помещений.
|
Рис. 2. Детали раздвижных ворот:
Колонна фахверка (для торцовой стены) или основная колонна (для продольной стены); стеновая панель; стойка рамы ворот;
ригель рамы ворот;
Отличительной особенностью перегородок, устраиваемых в промышленных зданиях в том, что их в большинстве случаев устраивают сборно-разборными на высоту, меньшую высоты помещений цеха. Такое решение обеспечивает быстрый демонтаж в случае изменения технологического процесса производства. Стационарные перегородки выполняют из кирпича, мелких блоков, плит или крупных панелей из несгораемых материалов.
Сборно-разборные перегородки устраивают из щитов или панелей, выполняемых из дерева, металла, железобетона, стекла или пластмассы. Устойчивости щитовой перегородки достигают путем введения в конструкцию легкого каркаса, состоящего из стоек и обвязок, расположенных вверху или внизу. Стойки каркаса устанавливают на специальные фундаментные плиты.
В последнее время получают все большее распространение перегородки из легких эффективных материалов – слоистых пластиков, стеклопластиков, асбестоцементных листов, древесно-волокнистых или древесно-стружечных плит с легкими металлическими каркасами
Каркасы многоэтажных зданий
В современном строительстве многоэтажных гражданских и промышленных зданий широко применяют каркасную конструктивную схему с полным несущим каркасом и самонесущими или навесными стенами и с неполным каркасом и несущими стенами (в малоэтажных каменных зданиях).
Полный несущий каркас многоэтажных зданий воспринимает чначительные усилия от массы конструкций зданий, находящихся н них людей, оборудования, внешних воздействий (ветровые нагрузки), а порой и динамические нагрузки, вызываемые технологическими процессами. Поэтому несущие каркасы многоэтажных зданий выполняют в виде рамных схем из высокопрочных материалов — железобетона и стали.
Стальной каркас применяют при большой высоте многоэтажных зданий и со значительными нагрузками на перекрытия.
В большинстве случаев каркасы многоэтажных зданий выполняют из сборных унифицированных железобетонных элементов заводского изготовления. Разработано несколько схем железобетонных каркасов и способов сочленения его элементов-стоек и ригелей.
По высоте стойки (колонны) изготовляют на один этаж или неразрезные на два этажа. Стыки колонн могут быть непосредственно в уровне перекрытия или выше его отметки на 0,6—1 м. Ригели сопрягают со стойками путем опирания их на консоли, которые могут б‘чть железобетонными и стальными.
Типовыми решениями каркасов многоэтажных зданий предусмотрены оба вида возможной разрезки колонн и опираниеоднопро- летных ригелей на выступающие консоли. Как показано на рис. 33, каркас состоит из многоярусных рам с жесткими узлами. В поперечном направлении рамные узлы образуют стыки ригелей с колоннами, осуществляемые посредством сварки выпусков арматуры, закладных деталей колонны и ригеля и замоноличивания всего узла. В продольном направлении устойчивость здания обеспечивается стальными связями, установленными в середине температурного отсека по каждому продольному ряду колонн.
В зависимости от характера работы каркасов различают следующие конструктивные схемы: связевую, в которой вся ветровая нагрузка воспринимается связями, а рамы испытывают только вертикальные нагрузки; рамную, в которой рамы воспринимают как вертикальные, так и ветровые нагрузки, и рамно-связевую, в которой горизонтальные нагрузки передаются через междуэтажные перекрытия на другие устойчивые вертикальные элементы (стены лестничных клеток). В современных каркасных крупнопанельных зданиях в основном применяют связевую схему.
По ригелям каркасных зданий укладывают сборные железобетонные плиты перекрытий и покрытий.
Многоэтажные каркасные здания можно возводить и без ригелей — так называемая безригельно-стоечная схема каркаса. При этой схеме на капители колонн, выполненные в виде усеченной пирамиды квадратного сечения в основании, монтируют надколонные панели, а затем на них укладывают панели перекрытий размером на ячейку каркаса.
При безбалочной схеме каркас может быть полным и неполным При неполном каркасе панели перекрытий одной стороной опираются на стены, а двумя противоположными углами —- на колонны.
Источник
Служебные и пожарные лестницы
Служебные лестницы устраивают внутри производственных помещений для прохода на галереи и площадки к оборудованию. Они делаются обычно стальными и открытыми, т. е. без лестничных клеток, при уклоне 45—60°.
Промышленные здания высотой более 10 м должны иметь наружные металлические пожарные лестницы для попадания во время пожара на кровлю. Здания с фонарями и перепадами высот, кроме того, должны иметь пожарные лестницы, соединяющие кровли, находящиеся на разных уровнях. Пожарные лестницы для зданий высотой до 30 м устраиваются вертикально шириной 0,6 м. Лестница начинается на высоте 1,5—1,8 м выше уровня земли и наверху на уровне кровли имеет площадку с перилами. Расстояние между пожарными лестницами в промышленных зданиях и складах должно быть не более 200 м, считая по периметру здания.
Двери и ворота. Количество, габариты и размещение в плане здания дверей и ворот должны удовлетворять технологическим
требованиям и обеспечивать в соответствии с поточностью производства вход и выход людей, удобный ввоз в здание и вывоз из него материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, оборудования и т. п. Кроме того, двери и ворота в наружных стенах служат для эвакуации людей во время пожара, в связи с чем к ним предъявляется целый ряд противопожарных требований.
Эвакуационным выходом из производственного помещения помимо дверей и ворот в наружных стенах и лестничных клетках считается и выход в смежное помещение, не содержащее производств по пожарной опасности категорий А и Б и имеющее выход наружу непосредственно или через коридор, вестибюль на лестничную клетку. Количество эвакуационных выходов из помещений должно быть не менее двух.
Допускаемые расстояния от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода для многоэтажных зданий такие же, как и до лестничных клеток.
В одноэтажных зданиях I и II степени огнестойкости с производством по пожарной опасности категории А это расстояние не должно превышать 50 м, а категории Б и В — 100 м; при этом для производств категории В нормы разрешают увеличение этого расстояния при условии, если эвакуационные выходы будут расположены по периметру здания не реже чем через 75 м. Суммарная ширина эвакуационных проходов должна отвечать пропускной способности из расчета — 0,6 м на 100 человек, но не менее: коридоры—1,4 м; проходы между оборудованием—1,0 м двери— 0,8 м. Двери и ворота должны открываться в сторону выхода из здания.
У дверей и ворот в наружных стенах во избежание охлаждения помещений потоками холодного воздуха устраиваются шлюзы или тамбуры и воздушные завесы. В зданиях, где по технологическим требованиям необходимо поддерживать постоянную температуру и влажность (прядильные, ткацкие, трикотажные, гардинные и другие цехи), устраивается тамбур с воздушной завесой. В остальных зданиях при расчетных температурах наружного воздуха—15° и ниже устраиваются или тамбуры, или воздушные завесы. Ширина тамбуров должна быть не менее чем на 500 мм больше ширины дверей или ворот, а глубина — на 200 мм больше ширины дверных полотен, но не менее 1200 мм.
С целью унификации размеров дверных проемов и изделий для их заполнения ширина проемов принимается кратной 100 и 300 мм, а высота — 300 и 600 мм. Размеры проемов ворот установлены: 2×2,4; 3X3; 4X3; 4X3,6 и 4×4,2 м, а железнодорожных ворот — 4,7X5,6 м.
По конструкции различают сиорные, или распашные, ворота, полотнища которых навешиваются при помощи петель на вертикальную ось, прикрепленную к обрамляющей воротный проем раме. Если открытые створки мешают движению, применяются раздвижные, или откатные, ворота вагонного типа, полотнища которых подвешиваются на роликах, двигающихся по верхнему рельсу.
Ворота в большинстве случаев делают деревянными в стальном каркасе.
Двери состоят из открывающихся дверных полотен и дверной коробки, прикрепленной к стене или перегородке.
По числу дверных полотен различают двери однопольные и двупольные. По конструкции двери могут быть филенчатые или щитовые.
Проемы дверей и ворот, разделяющие помещения с производством, относящимся по пожарной опасности к категориям А, Б и В, а также проемы дверей, ведущие в лестничную клетку из этих помещений, должны иметь пожарные двери или ворота с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. Такому требованию удовлетворяют двери и ворота с деревянными полотнищами, обитыми кровельной сталью по асбестовому картону толщиной 5 мм или по войлоку 15 мм, вымоченному в глиняном растворе.
Источник
Лестницы промышленных зданий
Лестницыв промышленных зданиях подразделяют на основные, служебные, пожарные и аварийные.
Основные лестницы предназначены для сообщения между этажами, а также для эвакуации людей в случае пожара и аварии.
Служебные лестницы обеспечивают связь с рабочими площадками, на которых установлено оборудование, а в некоторых случаях их применяют для дополнительной связи между этажами. Служебные лестницы обслуживают также посадочные и ремонтные площадки мостовых кранов.
Пожарные лестницы предназначены в случае пожара для доступа в верхние этажи и на покрытие здания. Аварийные лестницы используют только для эвакуации людей из здания на случай пожара и аварии. Запасными путями эвакуации помимо основных аварийных и пожарных лестниц могут быть специально устраиваемые как внутри, так и снаружи здания спуски и штанги.
Основные лестницы размещают в лестничных клетках, расположенных в пределах контура здания или в виде отдельных пристроек. Конструктивное решение основных лестниц многоэтажных промышленных зданий и лестниц гражданских зданий аналогично.
Следует отметить, что в промышленных зданиях из-за большей высоты этажа по сравнению с высотой жилого дома часто проектируют лестницы трех-, четырех- и пятимаршевые.
Поскольку служебными лестницами пользуется обычно ограниченное число лиц, их делают открытыми, сквозной конструкции и с крутым подъемом. Такие лестницы занимают мало места и не затемняют помещения. Служебная лестница состоит из промежуточных площадок и сборных лестничных маршей. Несущей конструкцией марша служат две тетевы из полосовой или уголковой стали, к которым прикрепляют ступени, имеющие только проступь.
При уклоне лестницы до 60° ступени выполняют из листовой рифленой стали с отогнутым для жесткости передним краем, при уклоне 60–80° – из двух-трех стержней каждый толщиной 16–19 мм, а при более крутых уклонах, в виде стремянок со ступенями,– из одного стержня (рис. 47.8).
Рис. 47.8 Стальные служебные лестницы, ведущие на площадки для обслуживания машин: а – со ступенями из листовой стали; б – со ступенями из прутков; в – стремянки
Ширина маршей в первых двух случаях может быть 700–900 мм, ширину стремянок делают 700 мм. Несущей конструкцией площадок служат стальные балки из прокатных профилей, по которым устраивают пол из листовой рифленой стали или из стальных стержней, укладываемых с зазорами. Ограждения состоят из стоек и поручня. На рис. 47.9 показаны служебные лестницы, ведущие на рабочие площадки в здании павильонного типа химической промышленности.
Рис. 47.9 Служебные лестницы в здании, предназначенном для химической промышленности
Пожарные металлические лестницы (рис. 47.10) устраивают в производственных зданиях для подъема пожарных на покрытие цеха и фонаря. В тех случаях, когда высота до верха карниза превышает 10 м, лестницы располагают по периметру здания через 200 м в производственных и через 150 м во вспомогательных зданиях. При высоте здания менее 30 м лестницы устраивают вертикальными шириной 600 мм, а при высоте 30 м и более – наклонными под углом не более 80° шириной 700 мм с промежуточными площадками не реже, чем через 8 м по высоте.
Рис. 47.10 Пожарные лестницы: а вертикальная; б – наклонная; в – аварийная
На рис. 47.10, в показано расположение на фасаде здания лестницы, которая запроектирована до третьего этажа как аварийно-пожарная с промежуточными площадками, а от третьего этажа до покрытия – как пожарная.
Пожарные лестницы устанавливают против простенков, не доводят до уровня земли на 1,5 -1,8 м и при наличии на покрытии фонарей выводят между ними.
Аварийные стальные лестницы имеют такую же конструкцию, как служебные или пожарные, но их обязательно доводят до земли. Уклон их маршей должен быть не более 45°, ширина не менее 0,7 м, а расстояние по вертикали между площадками не более 3,6 м.
Источник