3 надежды с них начинается исследователь они его неизменные ступеньки до конца

Психолого-педагогических

3.1 Готовность будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности. Профессиограмма педагога-исследователя

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творчество, новаторство исследователя

Профессиональное мастерство исследователя

Изучение и творческое внедрение прогрессивного, новаторского опыта решения проблем образования

Общая культура, эрудиция, активная гражданская преобразующая позиция, этика исследователя

Глубокие знания преподаваемых и смежных с ними наук

Самосовершенствование в общественной и научной деятельности, самоанализ результатов педагогической и исследовательской деятельности

Фундаментальные методологические знания

Глубокие знания педагогики, психологии, умение использовать их в практической работе, исследовании

Совершенное владение методикой психолого-педагогического исследования

Исследовательские способности и умения

Развитые профессиональные способности:

Развитая исследовательская и психолого-педагогическая техника:

Профессиональные и социально значимые качества личности

Опыт творческой деятельности и отношений

Интерес к работе с людьми

Интерес к исследовательской деятельности

* Авторы Занина Л.В., Меньщикова Н.П.

МОДЕЛЬ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литература [2, 11, 12, 35, 38, 41, 45, 46, 48, 49, 50, 60, 66, 67, 85, 93, 94, 101, 116, 124, 126, 127, 129, 130]

Порталы и web -сайты [3, 12, 39, 40]

Подготовьте ответы на вопросы:

Что в Вашем понимании означает термин «готовность»?

Какие виды готовности педагога к профессиональной деятельности Вы знаете?

Что включает в себя понятие «готовность к научно-исследовательской деятельности»?

Дайте характеристику основным компонентам профессиограммы педагога-исследователя.

Раскройте содержание мотивационного, содержательного, технологического компонентов модели деонтологической готовности будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности.

Попробуйте представить свои идеал педагога-исследователя, опишите его в виде мини-эссе.

Определите при помощи ответов на вопросы психологических тестов, представленных в приложении, какими качествами личности педагога-исследователя Вы обладаете? Сравните с Вашим идеалом. Что необходимо Вам сделать, чтобы приблизиться к нему? Разработайте программу действий.

Составьте кроссворд или сканворд по изучаемой теме.

Проанализируйте возможности сетевого взаимодействия образовательных учреждений Вашего города в организации работы по обеспечению готовности будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности. Изобразите схему, отражающую возможные механизмы взаимодействия данных образовательных учреждений.

Пользуясь тематическим каталогом библиотеки и Интернетом, составьте библиографический список литературы для студентов педагогических специальностей по изучаемой Вами теме «Готовность будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности. Профессиограмма педагога-исследователя».

В чем заключаются различия в практической и научно-исследовательской деятельности педагогического работника? Оформите Ваш ответ в таблице

Сравните профессиограмму педагога-исследователя, составленную учеными Заниной Л.В., Меньщиковой Н.П., с профессиограммой, предложенной отечественными учеными. Отметьте общее и различие.

Согласны ли Вы с утверждениями:

1 Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову. (М. Монтень)

2 Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые. (П.Л. Капица)

3 Надежды… С них начинается исследователь. Они – его неизменные ступеньки – до конца. ( Д.С. Данин)

Обоснуйте свое мнение.

Выпишите в тетрадь высказывания ученых на одну из следующих тем:

— качества личности ученого;

— наука в профессии учителя.

Выпишите из глоссария (см. приложение) понятия, относящиеся к одной из следующих тем:

— деонтологическая готовность будущего педагога к научно-исследовательской деятельности;

— качества личности педагога-исследователя;

Как известно, каждый человек в жизни выполняет несколько социальных ролей. Например, роль дочери (сына), сестры (брата), ученика, студента и т.д. В научно-исследовательской деятельности также существуют определенные роли: «диагност», «аналитик», «прогнозист» и т.д. Рассмотрите возможные варианты ролей в рекомендуемой литературе для самостоятельной работы. Какую ролевую позицию Вы занимаете? Какую роль хотели бы выполнять? Что для этого Вам необходимо?

Ознакомьтесь с материалами конкурса «Будущий педагог-исследователь», представленными в приложении. Разработайте и проведите подобный конкурс среди студентов (учащихся) вашего факультета (колледжа, института, университета).

3.2 Этика научных исследований

ЭТИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КАТЕГОРИИ ЭТИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

В КОДЕКСЕ АРА (1992 г.)*

1.02 Взаимоотношения этики и закона

1.27 Направления и гонорары

Подготовка, оценка или вмешательство

2.03 Разработка тестов

2.05 Интерпретация результатов оценочного исследования

Реклама и другие публичные заявления

3.01 Определение публичного заявления.

3.04 Презентации для прессы

4.02 Осведомленное согласие на проведение терапии

4.09 Границы профессиональных отношений

Профессиональная тайна и конфиденциальность

5.02 Соблюдение конфиденциальности

5.05 Разглашение информации

Преподавание, руководство обучением, исследования и публикации

6.03 Аккуратность и объективность в преподавании

6.06 Планирование исследований

6.23 Доверие к публикациям

7.02 Судебные оценки

7.04 Честность и откровенность

7.06 Соблюдение законов и правил

Решение этических проблем

8.02 Обнаружение этических проблем

8.05 Информирование о нарушениях этики

8.06 Взаимодействие с комитетами по этике

* Этический кодекс АРА был опубликован впервые в 1953 г., пересмотрен последний раз в 1992 г. На данный момент кодекс включает в себя 6 общих принципов и 102 стандарта, разделенные на 8 основных категорий. Общие принципы имеют целью «привести исследователей к высоким идеалам науки», а стандарты – «установить обязательные правила поведения исследователей».

НАРУШЕНИЕ ЭТИКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

— исследователь вообще не собирает данные, а просто фабрикует их;

— сокрытие или изменение части данных для лучшего представления конечного результата;

— сбор некоторого количества данных и додумывание недостающей информации до полного набора;

— сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым

Литература [2, 26, 31, 48, 49, 50, 55, 60, 84, 101, 129]

Порталы и web -сайты [12, 44]

Ответьте на вопросы:

Дайте определение «этики научных исследований».

Какие этические обязательства существуют в отношении различных областей психолого-педагогических исследований?

Охарактеризуйте составные части этического кодекса АРА.

Какие нарушения этики научных исследований Вы знаете?

Студент писал работу, посвященную лжи, и читал книгу Пола Экмана «Ложь». Он прочитал о распространенной ситуации, когда человек в действительности говорит правду, но при этом так волнуется, что выглядит, будто лжет: «… Другой столь же важный источник проблем, приводящий к неверию в правду, — это ошибка Отелло. Она возникает, когда, пытаясь уличить во лжи, не осознают, что если говорящий правду человек испытывает стресс, то может казаться, что он лжет. Честные люди могут опасаться, что им не поверят, и этот страх можно принять за боязнь лжеца быть раскрытым».

Студенческая курсовая работа о лжи содержала следующую информацию: «Неверие в правду – это еще одна проблема правильного распознания лжи. Иногда человек, старающийся уличить кого-то во лжи не учитывает, что если говорящий правду испытывает стресс, то может показаться, что он лжет. Этот феномен известен как ошибка Отелло. Таким образом, иногда можно говорить правду, но при этом опасаться, что вам никто не поверит. Вследствие этого вы будете выглядеть как человек, боящийся быть раскрытым».

Получив проверенную работу, студент был шокирован, что профессор обвинил его в плагиате и поставил неудовлетворительную оценку. Как Вы думаете, почему это произошло? Как бы Вы изменили изложение этого материала, чтобы обвинение в плагиате не было сделано?

Согласны ли Вы с тем, что:

Украсть у кого мысли бывает часто преступнее, чем украсть у кого деньги. (Ф.М. Вольтер)

Во всех философских и научных лагерях есть мародеры и паразиты, которые не только не создают мыслей сами, но даже не передумывают чужих мыслей, а только затверждают их, чтобы потом разбавлять готовые темы ушатами воды и составлять таким образом статьи и книги. (Д.И. Писарев)

Немудрых мудрецов не перечислить.

Они торгуют пищей для ума.

Чужие пережеванные мысли

Суют в свои трактаты и тома.(Мирза-Шафи)

Некоторые ученые накапливают знания только для того, чтобы хвалиться ими. (Г.К. Лихтенберг)

К сожалению, весьма многие из так называемых «ученых» относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из ученых ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. (Н.Н. Миклухо-Маклай)

Ученый все равно что мимоза, когда замечает свою ошибку, и рычащий лев – когда обнаруживает чужую ошибку. (А. Эйнштейн)

Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры. Каково Ваше отношение к таким «ученым»?

3.3 Учебно-исследовательская деятельность школьников

Литература [33, 83, 95, 104, 114]

Порталы и web -сайты [3, 9, 12, 22, 39, 40, 52]

Подготовьте ответы на вопросы:

1 Что представляет собой учебно-исследовательская деятельность школьников?

2 Какие виды учебно-исследовательской деятельности школьников Вы знаете?

3 Какие виды учебных исследований Вам знакомы?

Можете ли вы предложить другие виды работы на уроке и внеурочной деятельности, предполагающие реализацию учебно-иссле­довательской деятельности школьников или её элементов? Какие? В чём будет проявляться специфика каждого из этих видов в профильной школе?

Проанализируйте каждый вид учебно-исследовательской деятельности школьников в условиях образовательно­го учреждения со следующих позиций:

— трудоёмкость подготовки учителем или педагогическим коллек­тивом;

— возможность дифференциации и индивидуализации;

— доступность для всех учащихся;

— возможности применения различных форм работы (индивиду­альной и групповой);

— степень самостоятельности учащихся;

— возможность в течение достаточно продолжительного времени со­средоточиться только на учебно-исследовательской деятельности;

— уровень организации экспериментальной работы;

— обязательность — добровольность включения в учебно-исследо­вательскую деятельность;

— присутствие элементов соревновательности;

— данные учебного исследования несут объективно новые знания, нужные социуму;

— сочетание учебно-исследовательской и общественной деятельности;

— роль воспитательной составляющей в данном виде учебно-иссле­довательской деятельности.

Проанализируйте элементы экспериментального иссле­дования с точки зрения организации деятельности учащихся на уроке. Для этого ответьте на вопросы:

— какие элементы могут вызвать организационные сложности?

— какие элементы не позволят выполнить временные рамки урока?

— какие из элементов возможно выполнить в качестве домашнего задания?

— какие элементы требуют индивидуальной, парной, групповой, фронтальной работы?

Предложите примерный план учебного эксперимента, который можно провести на уроке (предмет — по вашему выбору) или в рам­ках домашнего задания.

Источник

Читайте также:  Ступени развития психики животных
Оцените статью