Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту
Второй септаккорд II7 и его обращения
Септаккорд второй ступени II7 — представляет субдоминантовую группу.
II7 и его обращения могут стоять в любом месте построения. Этот аккорд является усложненной субдоминантой, поэтому перед ним может стоять любая простая субдоминанта (IV53 и обращения, II6, VI53). Разрешаться он может в тонику или доминанту.
Строение Второго септаккорда
II7 объединяет в себе трезвучия 2 и 4 ступеней.
В мажоре — м3+б3+м3
В гармоническом мажоре и миноре — м3+м3+б3
Разрешение второго септаккорда в тонику
При разрешении II7 в аккорды тонической группы следует помнить, что в разрешениях удваивается квинтовый тон.
II 43 → I 64 развернутый
Для примера я написала разрешение второго септа в тонику в Соль мажоре.
разрешение второго септа в тонику
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=300%2C111″ data-large-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=832%2C308″ src=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82.jpg?resize=832%2C308″ alt=»» width=»832″ height=»308″ srcset=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=1024%2C379 1024w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=300%2C111 300w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=768%2C284 768w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=1664 1664w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=2496 2496w» sizes=»(max-width: 832px) 100vw, 832px» data-recalc-dims=»1″/>
Разрешение второго септаккорда в
доминанту
Второй септ и доминантсептаккорд имеют два общих звука: II и IV ступени. Они остаются на месте, другие два идут по правилу ладового тяготения. Ниже представлена схема разрешения II7 в аккорды доминанты и далее в тонику.
II7 → V43→ I53 развернутое
II43 → V7 → I53 неполное
Например, разрешим второй септаккорд и обращения в Ре миноре. Разрешим его в аккорды доминантсептовой группы и далее в тонику.
Источник
2 ступень для миноре
См. также решение задач на тему «Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты».
Абызова 357 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Бригадный 294 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
Алексеев №№165,166,167,168,169,170, 171,172,173,174,175,176,177,178,179,180,181,182,183,184,185,186
1)Определение. II7 — септаккорд на II ступени натурального и гармонического мажора, гармонического минора.
В мажоре он малый минорный, в гармонических мажоре и миноре — малый с уменьшённой квинтой.
II7 — самый яркий представитель S группы, его значение равно значению D7 в D группе. Поэтому нередко его называют субдоминантсептаккордом.
II7 универсален. Его употребление возможно как в каденции, так и внутри построения.
2)Приготовление. Перед II7 может стоять любая S.
3) Разрешение. II7 может разрешаться 2-мя способами: а) в T (или K64) или б) в аккорды D группы.
а)Разрешение в тонику или K64 основано на том, что септима II7 (или его обращений) остаётся на месте (хотя бывают случаи разрешения в K64, когда
септима ведёт себя свободно). Такое разрешение называется ладофункциональным.
II7 разрешается в T6, II65 — в K64, II65 — в T (в плагальном обороте), II43 — в K64, II43 — в T(очень редко), II2 — в T (в плагальном дополнении).
Возможны проходящие обороты между обращениями II7. При этом голосоведение должно быть плавным.
II7-VI64-II65, II65-T64-II43, II43-III64-II2.
б) При разрешении в аккорды D группы действует правило креста. Если по кругу в движении по часовой стрелке разместить 7-65-43-2, то 43 будет напротив 7, а 65 — напротив 2. Это значит, что при разрешении II7(или его обращения) в D7 (или его обращения) 43 переходит в 7 или 7 в 43, 2 переходит в 65 или 65 переходит в 2.
То есть II7- D43, II65-D2, II43-D7, II2-D65.Такое разрешение называется акустическим
Кроме этого возможно II7- D7 неполный, II7 неполный-D7, II65-D, II43-D, II43-D6, II2-D6.
Источник
Вторая низкая минорная ступень
Этот значительно более редкий вариант неаполитанской гармонии появляется, в основном, в миноре, в качестве кульминационной гармонии, в итоговые, заключительные моменты произведения.
1 Попутно уместно упомянуть о произведениях или их частях, разделах, начинающихся неаполитанской гармонией: Баллада g-moll Шопена; более ранний пример — побочная партия финала «Appassionata» Бетховена .
Вторая низкая, минорная ступень сперва встречается в условиях кратких заключительных отклонений и лишь позднее, примерно с середины XIX века, иногда появляется и как аккорд в последовательности.
Среди первых случаев применения минорной разновидности неаполитанской гармонии укажем на цитированное место из «Дон-Жуана» Моцарта и на фрагмент в коде медленной части Седьмой фортепианной сонаты Бетховена. Здесь, после VI ступени d-moll — иначе, после доминанты Es-dur вступает секстаккорд тоники,.однако, одноименного es-moll (II низкая минорная ступень). Появление этого созвучия соединяется с ощущением погружения в глубину; оно становится кульминационной гармонией коды.
В трех образцах Шуберта II низкая минорная ступень «окружена» на близком расстоянии тоникой. Все приводимые ниже примеры шубертовских отклонений встречаются в кодах, причем два из них в стадии заключительного кадансирования.
Приводим завершение первой части квартета d-moll Шуберта.
Другой пример — конец второй части квинтета C-dur. Интересная черта этого примера — в резюмирующем эффекте: в заключении части обобщается все ее тональное развитие. Об¬щий тональный план Andante таков: E-dur—f-moll—E-dur.
Еще один образец находим в экспромте G-dur Шуберта. Минорная II низкая ступень вступает как более яркий гармонический вариант (при повторении построения). В двух последних случаях знаменательно появление минорной неаполитанской гармонии в мажоре.
Во всех предшествующих примерах появление II низкой минорной ступени было связано с отклонениями.
В этюде-картине g-moll, соч. 33 № 5, Рахманинова кульминация возникает после бурного, импровизационного развития, в конце середины произведения. Мощно звучит до-диез-минорное трезвучие, находящееся на тритоновом расстоянии от тоники основной тональности. В местных условиях это трезвучие имеет значение II низкой минорной ступени в тональности субдоминанты, то есть возникает в процессе отклонения. Попутно следует подчеркнуть, что данное произведение Рахманинова является еще одним образцом «сквозной» роли II низкой ступени.
См. также Гармонический язык Рахманинова
Формы музыкальных произведений Рахманинова
Рахманинов Концерт №2, I часть анализ
Как аккорд более независимый от отклонений II низкая ступень встречается в конце «Мефисто-вальса» Листа. Длительное звучание си-бемоль-минорного секстаккорда носит опять-таки гармонически-кульминационный характер; это как бы последняя концентрация гармонической энергии.
Сопоставление тоники с низкой минорной II ступенью наблюдается в конце первой части хора «На кого ты нас покидаешь» из Пролога «Бориса Годунова» Мусоргского. Последовательность фа-минорного и фа-диез-минорного трезвучий находит отражение в общем тональном плане: реприза хора звучит в fis-moll, на полтона выше.
Удивительный пример краткого сопоставления аккордов с участием II низкой минорной ступени — момент созерцания мертвого корабля Летучего голландца, в сцене разгула норвежских матросов, из третьего действия оперы Вагнера.
Источник
2 ступень для миноре
1. Определение
Четыре звука, расположенные по терциям от второй ступени тональности, образуют септаккорд второй ступени — II7. Таких септаккордов существует два. Первый — в натуральном мажоре и мелодическом миноре (редко). Второй — в гармоническом мажоре, натуральном и гармоническом миноре.
Первый из них — малый минорный, с интервальным составом: М35 + Зм.
Второй — малый минорный с низкой квинтой (полууменьшенный), с интервальным составом УМ35 + 36.
2. II7 — малый минорный септаккорд
Строится на второй ступени натурального мажора по интервальному составу Зм + 36 43м. В его основании лежит минорное трезвучие, а верхние три звука образуют мажорное субдоминантовое трезвучие.
Отсюда особый характер звучания септаккорда «мерцающий, ма-жоро-минорный» и принадлежность аккорда к субдоминантовой функции. Предыдущие D7 и VII7. принадлежали к доминантовой функции.
3. Разрешение II7 аккорда
Аккорд не обладает ярко выраженным тяготением в тонику и требует обострения за счет введения D34 в качестве созвучия-посредника. Прима и терция малого минорного 7-аккорда уже входят в состав D7-аккорда, поэтому остаются на месте.’ Оставшиеся квинта и-септима двигаются на ступень вниз, образуя D34. Далее разрешение осуществляется по известным правилам. Таким образом, зафиксируем принцип разрешения II7-аккорда.
4. Обращения II7-аккорда
II7 — основной вид, на II ступени,
II56 — первое обращение на IV ступени, интервальный состав равен Б35 + 26,
II34 — второе обращение на VI ступени, интервальный состав равен Зм + 26 + Зм,
II2 — третье обращение на I ступени, интервальный состав 26 + М35.
5. Разрешение обращений II7-аккорда
Принцип разрешения через созвучие-посредника, путем движения квинты и септимы на ступень вниз, распространяется на все обращения II7.
Наблюдается закономерность при переходе начального аккорда в созвучие-посредник:
септаккорд в терцквартаккорд и наоборот,
квинтсекстаккорд в секундаккорд и наоборот.
Эта закономерность получила название «правило креста»,
6. Четырехголосное изложение на двух нотных станах
7. Памятка к II7-аккорду и его обращениям
Мажорное наклонение, мягкий диссонанс, слабое тяготение к разрешению. Принцип разрешения.
1. Гармонизировать бас по заданной мелодии и буквенно-цифровым обозначениям.
Правила гармонии: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ употребляется в завершении музыкального построения, где между повторением аккордов тонической функции вводится субдрминантовый вспомогательный квартсекстаккорд — S64 (см. восьмой такт).
2. По схеме темы 6 построить четырехголосное изложение II7-аккорда, с разрешениями и обращениями в тональностях; соль мажор, фа мажор, ре мажор, си-бемоль мажор; играть на фортепиано, петь по вертикали.
3. Сольфеджировать одноголосие.
4. Досочинить восемь тактов и выстроить простую 3-частную форму А В А, гармонизировать для синтезаторного автоаккомпанемента.
5. Сольфеджировать в транспорте на 4ч. вверх.
Украинская народная
6. Выполнить аранжировку для двухголосного хора (ансамбля).
Источник
2 ступень для миноре
Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!
Аккорды на ступенях мажора и минора. Билеты по теории музыки
Аккорд— это созвучие, состоящее не менее чем из 3-х звуков, воспринимаемых в единстве.
В классической музыке основополагающим является терцовый принцип строения аккордов.
Аккорд характеризуется двумя понятиями — фонизм и функция.
Фонизм определяется строением аккорда. Строение зависит от следующих факторов:
1)Количество звуков (3 звука — трезвучия, 4 — септаккорды, 5 — нонаккорды, 6 — ундецимаккорды, 7 — терцдецимаккорды).
2)Интервальный состав. Существует
4 вида трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное),
8 видов септаккордов (малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой уменьшенный, большой увеличенный (или просто увеличенный),
в классической музыке распространены 2 вида нонаккордов (большой и малый).
Б53= б3+м3 М53=м3+б3 ув53=б3+б3 ум53=м3+м3
м. маж.7 — в основе мажорное трезвучие и малая септима
м. мин.7 — минорное трезвучие и малая септима
м. ум.7 — уменьшенное трезвучие и малая септима
ум. ум.7 — уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима
б. маж.7 — мажорное трезвучие и большая септима
б. мин.7 — минорное трезвучие и большая септима
б. ум.7 — уменьшенное трезвучие и большая септима
б. ув. 7 — увеличенное трезвучие и большая септима
Б9 = м. маж.7+б3; М9 = м. маж.7+м3
Звуки аккорда имеют свои названия: основной тон(прима), терцовый тон, квинтовый тон, септимовый тон и так далее. Если в басу располагается основной тон, то звучит основной вид аккорда, если какой-либо другой звук, получается обращение аккорда. Трезвучие имеет 2 обращения, септаккорд — 3 обращения, нонаккорд обычно употребляется только в основном виде. В целом аккорды по фонизму делятся консонансы и диссонансы. Консонансы — только мажорное и минорное трезвучия и их обращения. Диссонансы — остальные.
В натуральном мажоре трезвучия на I, IV и V ступенях мажорные. Трезвучия на II, III и VI ступенях — минорные. Трезвучие на VII ступени- уменьшенное.
В гармоническом мажоре трезвучия на I и V ступенях мажорные. Трезвучия на III и IVступенях — минорные. Трезвучия на II и VII ступенях -уменьшенные. Трезвучие на VI ступени — увеличенное.
В мелодическом мажоре трезвучия на I и VII ступенях мажорные. Трезвучия на IV и V ступенях минорные. Трезвучия на II и III ступенях — уменьшенные. Трезвучие на VI ступени — увеличенное.
В натуральном миноре трезвучия на I, IV и V ступенях минорные. Трезвучия на III, VI и VII ступенях мажорные. Трезвучие на II ступени — уменьшенное.
В гармоническом миноре трезвучия на I и IV ступенях минорные. Трезвучия на V и VI ступенях — мажорные. Трезвучия на II и VII ступенях — уменьшенные. Трезвучие на III ступени — увеличенное.
В мелодическом миноре трезвучия на I и II ступенях — минорные. Трезвучия на IV и V ступенях — мажорные. Трезвучия на VI и VII ступенях — уменьшенные. Трезвучие на III ступени — увеличенное.
В натуральном мажоре септаккорды
на I ступени — большой мажорный
на II ступени — малый минорный
на III ступени — малый минорный
на IV ступени — большой мажорный
на V ступени — малый мажорный
на VI ступени — малый минорный
на VII ступени — малый уменьшенный
В гармоническом мажоре септаккорды
на I ступени — большой мажорный
на II ступени — малый уменьшенный
на III ступени — малый минорный
на IV ступени — большой минорный
на V ступени — малый мажорный
на VI ступени — большой увеличенный
на VII ступени — уменьшенный
В натуральном миноре септаккорды
на I ступени — малый минорный
на II ступени — малый уменьшенный
на III ступени — большой мажорный
на IV ступени — малый минорный
на V ступени — малый минорный
на VI ступени — большой мажорный
на VII ступени — малый мажорный
В гармоническом миноре септаккорды
на I ступени — большой минорный
на II ступени — малый уменьшенный
на III ступени — большой увеличенный
на IV ступени — малый минорный
на V ступени — малый мажорный
на VI ступени — большой мажорный
на VII ступени — уменьшенный
Теория музыки. Аккорды на ступенях мажора и минора.
Источник