12 стульев мебель гамбса

12 стульев из дворца; )

Помните про табличку, которую герои незабвенного произведения нашли в одном из двенадцати стульев? «Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели. 1865 г. Санкт-Петербург». Вот оно имя того самого мастера! А творил он здесь, в Санкт-Петербурге.

Имя Генриха Гамбса (1765-1831), родоначальника столичной мебельной мастерской, сегодня хорошо известное и специалистам, и любителям искусства, стало нарицательным уже при жизни наследников, продолживших его дело.

Петербург конца 18 века, куда приехал двадцатипятилетний Гамбс, привлекал многих творчески активных людей. Грандиозность замыслов и изысканность вкуса русской императрицы Екатерины Великой привлекали в северную столицу специалистов разных художественных ремесел со всей Европы.

Интерес к мебельному ремеслу, к мебели как искусству пробуждается именно в годы правления Екатерины II, наполнившей дворцовые интерьеры прекрасными предметами.

Как купец 2-ой гильдии (сам мастер называл себя «механиком»), в марте 1795 года Гамбс открыл на набережной Фонтанки, недалеко от Калинкина моста, мебельную мастерскую. В ноябре этого же года он открывает свой собственный магазин в центре столицы, на Невском проспекте.

Ранние изделия Гамбса напоминали произведения великого немецкого мебельщика Давида Рентгена, в мастерской которого в Нейвиде он обучался во второй половине 1780-х годов. Для изделий первого периода будут характерны архитектурность композиции и пристрастие к замысловатым механизмам. Ранние работы отличаются выразительностью форм и особая, повышенная декоративность, достигающаяся использованием разнообразных, подчас нетрадиционных материалов и приемов отделки.

Читайте также:  Вита мебель каталог прихожие

Именно с мастерской Гамбса следует связывать появление в конце 1790-х годов тех удивительных предметов из красного дерева с латунью, которые составляли особенность столичной мебели и вошли в историю искусства под названием «русский жакоб». Легкие, изящные и удобные стулья, кресла и канапе из массива красного дерева, небольшие рабочие столы и нарядные секретеры, решенные в этом стиле, бытовали в петербургских интерьерах, составляя убранство жилых помещений.

Традиционным декором для корпусной мебели, созданной в мастерской Гамбса в первое десятилетие 19 века, становятся полоски просеченной латуни разнообразного рисунка, размещенной на черном фоне, выполненном из мастики. К распространенному в это время декоративному приему относятся и ряды латунных звезд, ромбов и других геометрических фигур, инкрустированных в полоски черного дерева.

Мебель Гамбса отличалась высоким качеством столярного исполнения – конкурентов по уровню технического мастерства в мебельном деле Петербурга в начале 19 века у Гамбса не было.

В 1807 году, после длительного пребывания в России, сорокадвухлетний Генрих Гамбс получает российское подданство, а в 1810-м – титул «придворного механика». К этому времени позиции его мастерской прочны и основательны – в мебельном деле столицы и России в целом у Гамбса нет конкурентов, ему нет равных.

Деятельность его мастерской в это время впечатляет масштабами, разнообразием и качеством продукции. В первое десятилетие 19 века только в Императорский Эрмитаж и залы Зимнего дворца, не считая многочисленных заказов частных лиц, Гамбс поставил более ста предметов, сохранившихся до наших дней.

В течение первых трех десятилетий 19 века Гамбс и сыновья изготовили для императорских дворцов огромное количество разнообразных по назначению, стилистическому характеру и материалам предметов, решенных в соответствии с требованиями и пожеланиями именитых заказчиков. К 1830-м годам мастерская Гамбса превратилась в солидное предприятие с большим штатом сотрудников, о чем убедительно свидетельствует факт награждения медалями ста тридцати мастеров фирмы, участвовавших в возобновлении убранства Зимнего дворца после пожара 1837 года.

В 1828 году совладельцем Генриха Гамбса выступает его сын Петр, в 1830-м – Эрнст, а после смерти старшего Гамбса (1831) руководство фирмы переходит в руки братьев Гамбс.

Стремясь удовлетворить изысканные вкусы столичной знати, Гамбс и сыновья постоянно следили за веяниями моды и реагировали на все новые направления и изменения в искусстве мебели. Так, еще при жизни родоначальника фирмы мастерская одной из первых в Петербурге начинает изготавливать мебель в неоготическом стиле. Неоготическая мебель Гамбса, создававшаяся по эскизам О.-Р.Монферрана, будоражила столичную публику, увлекшуюся в это время «историческими» обстановками. О предметах в «готическом вкусе» с восторгом пишут комментаторы Первой мануфактурной выставки, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 1829 году, для которой Гамбс изготовил мебель в этом неостиле. За свои изделия фирма получила большую серебряную медаль и высокую оценку современников.

Выяснить, какое количество мебели изготовила мастерская Гамбса за годы своего существования, — задача не просто сложная, но практически неразрешимая. Анализ счетов, обнаруженных в архивах, создает масштабную картину деятельности предприятия, по объему произведенной продукции кажущейся почти невероятной.

Генрих Гамбс получил признание современников еще при жизни, и надо полагать, выходец из Баден-Дурлаха никогда не пожалел о том, что судьба связала его с Петербургом, где он получил возможность так многогранно и полно реализоваться.

Источник – «Русская мебель. История. Стили. Мастера» И.К.Ботт, М.И.Канева.

Источник

Стулья мастера Гамбса

материалы
по теме

экскурсии

Самые знаменитые кладбища России

Дуэль

Нет, если вы думаете, что «гамбсовский стиль» — это исключительно стулья с пухлыми сиденьями, в которых герои «Двенадцати стульев» пытались отыскать запрятанные бриллианты, то разуверьтесь срочно. Хотя — сделаем оговорку — мебель в стилистике «необарокко» где-то в середине XIX столетия тоже производилась.

Но стилистика эта — не единственная и даже не главная. Как и «стулья» — вообще-то не главное, а главным были шкафчики, комоды и прочие «секретеры» со множеством тайных отделений и ящичков (недаром «секретер» — от «секрета»).

Но обратимся к истории. Началось с того, что еще в конце XVIII столетия приехал в Санкт-Петербург некто Генрих Даниэль Гамбс из города Нойвид в княжестве Вид (сейчас это в составе земли Рейнланд-Пфальц). Нойвид — не то чтобы городок, но город не очень большой: даже сейчас где-то тысяч 60 населения. И поминают в связи с ним совсем других обитателей — а происходили из этих мест предок американских Рокфеллеров, королева Румынии и даже первый и единственный князь Албании. Нашего же героя не вспоминают — что понятно, ибо город он покинул совсем молодым. Зато помнят его учителя по имени Давид Рёнтген. Знаменитый в свое время мебельщик поставлял свои произведения французскому королевскому двору, а кое-что — и в Россию, ко двору Екатерины (что-то из его работ сохранилось, попав в Эрмитаж).

Трудно сказать, сопровождал ли ученик учителя во время поездок того в Петербург или бывал ли посылаем им туда для сопровождения партий мебели. Теоретически, по возрасту, вполне мог. Как бы то ни было, в 1790 году 25-летний Генрих Гамбс прибывает в северную столицу России, а в 1795 году уже открывает магазин на Невском проспекте. И фирма «придворного механика Гамбса» продолжает существовать, уже под руководством его сыновей, вплоть до середины XIX столетия.

Ну, а теперь обратимся к стульям. Увидеть их (как и прочие шкафчики и жардиньерки) можно сейчас на выставке в Историческом музее.

Начнем с самого раннего — с классицизма. Типичная пальметта на спинке, темная кожаная обивка закреплена контрастными декоративными гвоздями с латунными шляпками, опоры оформлены в виде гермы.

Особое внимание обратим на скульптурное изображение греческого сфинкса.

Вот тоже классицизм — но только тут уже египетские гермы, и выполнены они из бронзы.

Вообще же — отвлечемся на минуту от стульев и кресел — такой прием с бронзовыми скульптурными вставками можно считать «визитной карточкой» ранних лет мастерской Гамбса. В том числе в его бюро и секретерах.

Или вот еще: здесь бронзовая скульптурная вставка соединена с декором в технике эгломизе.

Но — назад к стульям. Вот неоготика (в основном она стала входить в моду при Николае I).

И еще немного необарочной стилистики позднего этапа существования мастерской. Здесь перед креслом — поистине монументальные пяльцы.

Забавный диванчик «тет-а-тет».

И любопытная трансформация «вольтеровского» кресла.

А вот теперь — обратно к классике, ко временам самого мастера Генриха. И сейчас покажу кресло, ради которого я, вообще-то, и затеяла этот пост.

Как видим, не только бюро с комодами, но и кресла могли быть у Гамбса трансформерами. И набор приспособлений тут просто шикарный. Вот по бокам за подлокотниками — откидные столешницы.

На одном подлокотнике — пюпитр с регулируемым наклоном.

На другом — столик (и при этом под ним еще две выдвижные круглые подставки — жаль, что их не видно).

Предусмотрено также выдвижное подножие.

И когда я думала, что углядела уже все, оказалось, что помимо прочего у кресла может с помощью специального скрытого рычага откидываться спинка, превращая его тем самым в кровать.

Утверждается, что подобное кресло-трансформер «нашему всему» Александру Сергеичу как-то подарила супруга на день рожденья. Не знаю уж, было ли там столько же инженерных хитростей.

Кстати, и подписывался Гамбс «ébéniste-mécanicien de la cour à StPetersbourg» — то бишь «придворный краснодеревщик-механик». Клеймо с таким текстом было обнаружено при реставрации одного из его бюро — вот этого, с табакерками.

Вообще же в ГИМе сейчас понаоткрывалось сразу несколько выставок. Небольшой обзор можно посмотреть здесь.

Источник

Вскрыть 12 стульев, или что такое «гамбсова мебель»?

Как кресла прошли проверку временем: от Пушкина до Ильфа и Петрова.

В легендарном романе Ильфа и Петрова украшения, которые наделали столько шуток, были спрятаны, как все прекрасно знают, в стулья. Но мало кто задумывался над тем, что это были за стулья .

В фонде дерева и мебели Исторического музея хранится прекрасная коллекция мебели из мастерской Генриха Гамбса, где был создан легендарный гарнитур мадам Петуховой.

Что такое « гамбсова мебель»?

Этот термин объединяет мебель, выпущенную непосредственно мастерской Генриха Гамбса, так и подражающую ей. Важно: подражатели должны были сочетать исключительную выразительность и высокое качество исполнения — только такая достойна носить название «гамбсовой».

«Гамбсова мебель» имеет достаточно длительную историю.

Немец Генрих Даниэль Гамбс был учеником знаменитого мебельного мастера Давида Рёнтгена – придворного поставщика французского короля, а с конца XVIII века и поставщика мебели для императрицы Екатерины II. Его преемником на этом поприще впоследствии стал Гамбс. В 1795 году Генрих Гамбс открыл мебельную мастерскую в Петербурге. В разное время фирма изготовляла предметы меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца.

В чём особенность и необыкновенная притягательность мебели Гамбса?

Ответ прост : Гамбс точно знал, что нам надо.

Качество материала

Гамбс использовал дорогие сорта древесины не только для внешней отделки, но и для внутренней. Пути украшения мебельных изделий были весьма изобретательными – художественная бронза, фарфор, стекло и даже лаковые табакерки. Все эти изысканные технические и художественные приемы придавали неповторимый облик предмету, который нёс на себе отпечаток индивидуальности не только автора, но и владельца.

Знаменитые гамбсовы кресла неоднократно фигурировали в русской литературе XIX века. Например, в неоконченной повести А.С. Пушкина «Мы проводили вечер на даче» перед нами предстаёт «Сорохтин, дремавший в гамбсовых креслах»; в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» П.П. Кирсанов «сидел далеко за полночь в своём кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь».

И в одном, и в другом произведении образ некоего гамбсова кресла присутствует как презентация домашнего уюта, покоя и стабильности.

Эргономичность

Все предметы мебели производства Генриха Гамбса отличались удобством. То, над чем в XX столетии всерьёз стали задумываться конструкторы мебели, Гамбс постиг и реализовал в предыдущем столетии с учётом доступных на тот момент средств, соединив с высокой эстетикой художественного облика.

Нарицательное название «гамбсова мебель» отражало высокий уровень репутации фирмы и являлось брендом: помимо товарного знака понятие имело и психологическую оценку современников, то есть наряду с предметом приобреталось ещё и ощущение высшей формы эстетического исполнения, комфорта, моды и престижа.

Эти особенности упоминает Н.В. Гоголь в романе «Мёртвые души», говоря о причинах нечестного наживания денег:

«Ведь всякий из нас чем-нибудь попользуется: тот казенным лесом, тот экономическими суммами, тот крадёт у детей своих ради какой-нибудь приезжей актрисы, тот у крестьян ради мебелей Гамбса или кареты. Что ж делать, если завелось так много всяких заманок на свете?»

Сохранение личной тайны

Бюро, созданные на фирме Генриха Гамбса, могли трансформироваться по размеру и содержали огромное количество полок и ящичков для хранения документов. Среди бумаг обязательно находилась пара наиболее ценных. Для них были предусмотрены ячейки, о существовании которых или о том, как они открываются, знали только хозяин бюро и производитель. В данном случае бюро превращалось в сейф и надёжно оберегало все ваши секреты.

Источник

Оцените статью